Педтехника

aist

На этой странице публикуются материалы, посвящённые дидактическому инструментарию образовательных технологий. Описываются современные подходы к обучению и воспитанию.


Техника активно-продуктивного чтения

Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенностри информационной среды требует новых подходов. Показана техника эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения.

Приводится описание приёмов данной техники

Описание техники и перечисленных приёмов.

Технология модульно-редуктивного обучения

Основные идея авторской технологии, которая основывается на самостоятельной работе ученика с учебным материалом, его трансформации в конкретные продукты учебной деятельности.

Описание технологии модульно-редуктивного обучения.

Сценарий редуктивного урока.

Ученический проект в условиях модульно-редуктивного обучения

ТЕХНИКИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение.

Статья о технике интерактивного обучения

Статья об организации работы микрогрупп

Синектика — метод групповой активности

Эта методика групповой активности достаточно распространена в бизнесе, как продолжение идей мозгового штурма, но крайне мало используется в школе

Читать статью Метод аналогий Уильяма Гордона

Приём группового творческого мышления ШЕСТЬ ШЛЯП

Британский психолог и аналитик Эдвард де Боно посвятил ряд своих трудов приёмам и техникам группового творческого мышления. ШЕСТЬ ШЛЯП — один из самых известных описанных учёным технологических приёмов.

Читать статью Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП

Метод морфологического ящика

Метод предложен основоположником морфологического анализа швейцарским астрономом Ф. Цвикки. Как и предыдущие методы и приёмы, предназначен для более рациональной организации работы в учебных группах.

Читать статью Метод морфологического ящика как групповая форма обучения

Информационный подход в обучении

Эта фраза уже давно на слуху. Но, как всегда, слишком частое её употребление приводит к «размытости» понятия.

Читать статью Информационный подход в обучении: проблема определения


Техника сжатия учебной информации

Любой объем информации можно сжать до одной фразы, до определенной схемы. Редукция как упрощение, сведение к общему наглядно присутствует в целом ряде приемов  педагогической техники.

Приводится описание приёмов сжатия учебной информации

Описание техники сжатия учебной информации.

Приём педагогической техники ЭПИГРАФ УРОКА

Этот прием часто используется учителями. О типичных ошибках при его использовании, о путях более эффективного использования приема статья Как подготовить эффективный ЭПИГРАФ УРОКА.

Техника обратной связи

Для эффективного управления уроком нам необходима постоянная обратная связь с классом. Как усвоили ученики материал, какие проблемы возникли, каково их настроение? Одними опросами домашнего задания и эпизодическими самостоятельными и контрольными работами здесь не ограничишься. Нужны эффективные, динамичные (соответствующие темпу нашего времени) приемы, позволяющие учителю получить своевременные сигналы о «работоспособности» канала передачи информации.

Описание приема Попс-формула

Описание приема Пять строчек (Синквэйн)

Описание приема Лист контроля

Описание приема Задание массивом

Описание приема Рейтинг-лист

Работа над ошибками как приём обратной связи

Техника репродукции знаний

Очень часто и много говоря о развивающем обучении, мы несколько умаляем первый закономерный этап репродукции знаний, запоминания той базы, той основы, которая и даст нам возможность развивать способности детей, их творчество, ставить перед ними проблемные и исследовательские задачи.

Приводится описание приёмов данной техники

Техника репродукции знаний

Техника педагогического общения

Успешная работа учителя невозможно без техники педагогического общения. Организация учебной деятельности, деловое общение, психология управления классом чрезвычайно важны в повседневной педагогической практике. Представлен ряд статей, посвящённый технике педагогического общения:

Техника педагогического общения.

Техника педагогического общения: управление эмоциями

Коммуникативная атака: примеры педагогических ситуаций

Управление вниманием на уроке: четыре главных условия

Мимика и жесты — инструменты педагогического общения

Постановка учебных целей и задач на уроке

Практическое целеполагание — одна из актуальнейших проблем в дидактике. Учителю предлагается конкретный материал, как формулировать и как достигать учебных целей и задач.

Постановка учебных целей и задач на уроке.

Четыре условия достижения результата в обучении.

Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока.

Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Воспитательные цели урока. Как их добиваться?

Воспитательные цели и воспитательные задачи. Достижение поставленных воспитательных задач на уроке через эмоции учащихся.

Воспитательные цели урока. Как их добиваться?

С какой целью я иду на урок?

В статье приводятся конкретные примеры постановки и реализации учебных и воспитательных целей. О целях учителя и целях ученика. О скрытых и явных целях. О разнообразии целей.

С какой целью я иду на урок?

С какой целью ученик идёт на урок?

Целеполагание ученика — совершенно не изученная тема. Ни о каком по-настоящему деятельностном подходе в обучении не может быть и речи, если учитель не разберется в этом исключительно важном вопросе.

С какой целью ученик идёт на урок?

Задачный подход в обучении

Не «передача знаний», а эффективность обучения. Одним из таких подходов является алгоритмизация обучения. Или задачный подход.

Сущность задачного подхода в обучении.

Педагогическая техника — ремесло или искусство?

Статьи, посвященные серьёзной проблеме современного инструментария современного учителя.

Читать статью Педагогическая техника — ремесло или искусство?

Читать статью Искусство педагогической политехники (новые размышления)

Проблемы формирования  технологической культуры педагога

Читать статью «Три уровня технологической культуры педагога»

Технологический приём
ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Приём, который многогранен по своему значению. Он учит ребят грамотно формулировать вопросы, делать соответствующие выводы, а учителя — мастерски владеть учебным материалом.

Читать статью Приём педагогической техники ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Дидактическая игра «УГАДАЙ СЛОВО»

Многие дидактические игры представляют собой сложные мини-технологии. В статье представлены пять вариантов как пять векторов развития мыслительной деятельности учащихся.

Читать статью Пять вариантов организации дидактической игры «УГАДАЙ СЛОВО»

Технологизация работы над ошибками

Работа над ошибками должна обязательно иметь над собой технологическую основу. Показаны различные варианты такой работы.

Читать статью Работа над ошибками как приём педагогической техники

Использование инфографики в образовательном процессе

Инфографика — графический способ передачи информации, данных и знаний. В условиях информационной перенасыщенности еще сильнее, чем раньше, появилась потребность в лаконичном и сжатом представлении учебной информации. Характеризуются два уровня: на бумажном носителе и мультимедийный вариант инфографики.

Читать статью Инфографика: образовательный эффект.

Приём ТЕЛЕГРАФ

Приём на воспроизведение визуального образа слова.

Читать статью Приём педагогической техники ТЕЛЕГРАФ

Технологическая карта оценки современного урока

Технологическая карта, позволяющая получить быстрый анализ продуктивности урока. Главный акцент в карте сделан на оценку деятельности двух главных субъектов образовательного процесса: учителя и ученика.

Читать статью «Экспресс-карта анализа урока»

Принципы Эдварда Тафти

Представлены общие принципы представления информации, сформулированные основателем инфографики Эдвардом Тафти.

Читать статью «Принципы Эдварда Тафти: образовательный аспект».

Причинно-следственная диаграмма Исикавы Мору

Эффективный приём визуализации мышления японского учёного в области управления качеством.

Читать статью «Рыбий скелет» Исикавы Мору»

Приём ЕСЛИ БЫ… с погружением в учебную ситуацию

Сослагательный характер предложения часто используется учителями для создания проблемной ситуации. В данной трактовке, которую я нашел у немецких коллег, приём становится глубже.

Читать статью «Приём ЕСЛИ БЫ… с погружением»

Прием УЧЕБНЫЙ ОРГАНАЙЗЕР

Эффективный приём самообучения, самоконтроля и фиксации достижения результатов обучения.

Читать статью Учебный органайзер как приём педагогической техники.

Технологическая карта учебного проекта

Разработанная карта помогает ученикам целеустремленнее работать над проектом.

Читать статью Технологическая карта учебного проекта

Таксономия учебных целей и задач

Предлагается интерактивная разработка учебных целей и задач на основе таксономии Б. Блума, таксономии учебных задач Д. Толлингеровой и примеров М.Е. Бершадского и В.В. Гузеева.

Читать  статью Интерактивная таксономия учебных целей и задач

Технологический приём РАФТ

Яркая демонстрация того, как социоигровой приём может стать действенным инструментом в работе учителя-предметника.

Читать статью Технологических приём РАФТ

Дидактическая игра «КАСТРЮЛЬКА»

Увлекательная интеллектуальная игра может использоваться как дидактическая при определённых условиях её организации.

Читать статью «Дидактический потенциал интеллектуальной игры «КАСТРЮЛЬКА».

Дидактическая игра НАОБОРОТ

Игра основана на представлении слов, понятий, отдельных фраз, имеющих, как правило, противоположный смысл.

Читать статью «Дидактическая игра НАОБОРОТ.

Три основных модели педагогического взаимодействия

Даётся сравнительных анализ основных поведенческих моделей учителя и подходов в обучении.

Читать статью «Три основных модели и три подхода в обучении»

Знакомство с классом

Очень важно с первых минут в новом классе создать атмосферу доверия и делового педагогического общения.

Читать статью «КАК ЗНАКОМИТЬСЯ С КЛАССОМ?«

Нетрадиционные уроки. Что это?

Полемическая статья о так называемых «нетрадиционных» уроках.

Читать статью «Как избавиться от мифов о нестандартных уроках?»

Прием МНЕ НРАВИТСЯ

Прием обратной связи, связанный с воспитательными задачами урока. Таких приемов крайне мало. Поэтому они исключительно важны.

Читать статью Прием педагогической техники МНЕ НРАВИТСЯ.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

Разработанная карта позволяет продуктивно работать над текстами в соответствии с основными идеями технологии критического мышления. Это эффективный инструмент для продуктивной работы в технологии критического мышления

Обычно технологические карты касаются работы с одним текстом. В представленной карте учитывается анализ нескольких текстов.

Читать статью ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. АНАЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА

Технология устного опроса

Устный опрос всегда являлся «узким местом» в образовательных технологиях. Показаны эффективные приёмы организации этой формы контроля знаний.

Читать статью КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭФФЕКТИВНЫЙ УСТНЫЙ ОПРОС

ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ

Разработана маркированная таблица с заданиями по выбору в соответствии с теорией множественности интеллектов Говарда Гарднера.

Читать статью Технологический приём ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ

Управление темпом обучения

Современные технические средства значительным образом влияют на интенсивность образовательного процесса. Показано, как регулировать темп обучения в зависимости от дидактических задач и организации комфортных условий для учащихся.

Читать статью Как управлять темпом обучения?

Метод Эрика Мазура

Интерактивное обучение все больше востребовано не только в школе, но и в вузах и колледжах. Оригинальный подход предлагает профессор Гарвардского университета Эрик Мазур.

Читать статью Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура

Верные и неверные утверждения

Этот приём впервые был описан в контексте технологии развития критического мышления. Однако может использоваться вполне самостоятельно на разных этапах изучения нового материала.

Читать статью Приём педагогической техники «Верные и неверные утверждения»

Приём ШАПКА ВОПРОСОВ

Приём заимствован у А.П. Ершовой и В.М. Букатова, авторов книги о театральной педагогике.

Читать статью Универсальный приём ШАПКА ВОПРОСОВ

Приём ЧИСТАЯ ДОСКА

Описанный приём часто встречается у гуманитариев, особенно у историков. И в основном на этапе повторения пройденного. Хотя считаю, что приём можно использовать на всех предметах и на всех этапах изучения учебного материала.

Читать статью Дидактический приём ЧИСТАЯ ДОСКА

Комментарии к “Педтехника

  1. Нина Васильевна говорит:

    Уважаемый Георгий Осипович! Потрясающий сайт! Сейчас бегло пробежала по страничкам. Поднимаете очень глубокие проблемы, предлагаете их решение. Большое спасибо за Вашу очень нужную работу!
    Ещё обязательно вернусь.

    • georgii говорит:

      Спасибо, Нина Васильевна, за высокую оценку сайта. Уверен, что педагогическая наука в огромном долгу перед современным учителем. Пытаюсь в меру сил хоть в чем-то восполнить этот пробел

  2. Светлана говорит:

    Уважаемый Георгий Осипович, не могла долго оторваться от вашего сайта. Ещё раз СПАСИБО!

  3. Валентина говорит:

    Уважаемый учитель, Георгий Осипович! Я учитель с 20-летним стажем. Думала, что мои методические знания полны. Но, пересмотрев (изучить все еще полностью не успела) материалы сайта, сделала вывод: Учиться, учиться и еще раз учиться! Многое из теории Вашего сайта перекликается из практикой моего сайта «З думкою про учня» http://valyakodola.ucoz.ru/

  4. Валентина говорит:

    Кстати, я учитель истории. Если у Вас будет время: прокомментируйте содержание моего молодого сайта.Спасибо!

  5. Людмила говорит:

    Замечательно! Не оторваться. Буду рекомендовать сайт своим коллегам.

  6. татьяна говорит:

    спасибо за полезную информацию…для работы взяла много интересного. Для себя открыла сайт только сегодня 20.05.2011 года

  7. Елена говорит:

    Спасибо, Георгий Осипович, что подсказали адрес своего сайта. Здесь та теория, без которой невозможна практика. Обязательно порекомендую Ваш проект своим коллегам.

  8. Слушаш говорит:

    Большое спасибо,уважаемый Георгий Осипович, за Ваши драгоценные материалы, за Ваш бескорыстный труд. Буквально бегло прочитывала названия статей и сразу копировала. Мне они очень нужны в моей методической работе завуча. Еще раз спасибо.

  9. Елена Осипенко говорит:

    Доброго времени суток, уважаемый Гуру – Георгий Осипович! Вот уже более трех часов не могу расстаться с Вашим детищем. Проект сайта грандиозен. Особенно радуют новые педтехнологии и медиадидактика! А как рады новому дети — известно всем! Заинтересовал инновационный прием визуализации мышления и причинно-следственных связей. Познакомилась с диаграммой “Рыбий скелет” Исикавы Мору. Прием очень понравился: всё просто и лаконично, схема доступна и легка в усвоении. Детям понравится однозначно! Буду думать, где применить диаграмму на своих уроках кубановедения (надеюсь в 9 классе, при изучении тем, посв. экономическому развитию региона в 19 веке). Дети очень скрупулезно анализируют все новшества. Попыталась увидеть диаграмму их глазами. Возникло много идей и вопросов — засну не скоро! Моя первая реакция при виде диаграммы «Рыбий скелет» — это не рыбий скелет (понимаю, что название условное). Скорее всего, дети воспримут диаграмму в виде техно-насекомого в 3D формате (хребет – вверху, ступни – внизу). Но это не так уж и важно. Идея очень хороша! Спасибо, что поделились. Не прощаюсь, уверена!

  10. Елена Осипенко говорит:

    Диаграмма И. Мору подтверждает национальную особенность японцев — всё подвергать аналитическому и образному мышлению. Поняла это, когда «заразилась» Х. Мураками. «Хроники заводной птицы» — ярчайший тому пример! До встречи на сайте!

  11. Вера говорит:

    Потрясающий сайт, столько полезного и очень-очень нужного я ещё нигде не встречала. Всегда с нетерпением жду рассылку. ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО!!!!!!!

  12. Земфира говорит:

    Впервые вижу настолько толковый сайт. Это то, чего всегда не хватает, конкретика. Огромное Вам спасибо!!!

  13. Вячеслав говорит:

    До:мо аригато!!!! Все к месту и в тему! Осталась только практика 🙂

  14. светлана ерёмина говорит:

    Большое спасибо. Такое знакомство воодушевляет на творческую работу.

  15. Елена Александровна говорит:

    Благодарю…., приятно не только ищу способы, которые бы учили детей осмысленно читать!

  16. Андрей говорит:

    Большое спасибо,уважаемый Георгий Осипович за интересную подборку материала. Я сам доцент ВУЗа, и ваши данные помогают мне написать новые программы по дисциплинам и подготовить практические занятия.

  17. Валентина говорит:

    Отличная статья! Спасибо за материал. Прошу разрешения делать в своем блоге ссылки на ваш сайт.

  18. ТАТЬЯНА говорит:

    ГЕОРГИЙ ОСИПОВИЧ ! Великолепная подборка материала, огромное спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.