Три уровня технологической культуры педагога

420

Любая образовательная технология, в том числе и информационно-образовательная лишь тогда жизнеспособна, если она предусматривает полный «пакет» программного, дидактического обеспечения, системы обратной связи и т.д.

И даже в таком случае нельзя говорить об однозначных гарантированных результатах образовательной деятельности. В реализации любого образовательного проекта присутствует так называемая «зона неопределенности» (В.В. Гузеев).

Как в любой социальной технологии, вступает в силу «человеческий фактор». Никакие самые совершенные обучающие образовательные программы сами по себе не обеспечат эффективности, если им не будет соответствовать необходимый уровень  технологической  культуры  педагога.

Глубоко убежден: учитель не должен быть широким специалистом по педтехнологиям.

Идея узкой специализации учителей, высказанная в записи Искусство педагогической политехники вызвала живой интерес читателей.

На мой взгляд, необходима такая специализация в области образовательных технологий  и по вертикали.

Внедрение образовательной технологии, её результативность возможна лишь при наличии трёх уровней специалистов:

  1. разработчики педтехнологии, пединженеры (методисты-исследовательи, методисты-разработчики, представители «авторской школы» и т.п.);
  2. «технологи» и преподаватели педтехнологии (методисты в обычном смысле), тьюторы, наставники;
  3. собственно учителя, работающие в режиме той или иной технологии.

Безусловно, каждый «позиционер» должен в совершенстве знать своё дело. В реальности люди могли бы реализоваться как в одном, так и во всех сразу уровнях, в меру своих талантов и энергии.

Однако видение и дифференциация этих уровней даёт нам возможность определить, насколько данная образовательная технология может быть реализована.

dreamstimesmall_10011916

К примеру, у нас ощущается явный дефицит специалистов второго уровня, без которых внедренческий аспект приобретает призрачный характер.

Именно тьюторы (наставники) могут (по крайней мере должны) не только описать дидактический инструментарий, но и вооружить им учителя, моделировать возможные педагогические ситуации, проектировать учебную деятельность.

Лишь тогда учитель может до конца «прозреть» и творчески отнестись к внедряемой технологии, не превращаясь в бездумного «технаря», действующего строго по инструкции.

Комментарии к “Три уровня технологической культуры педагога

  1. Воропаева Лилия говорит:

    «Глубоко убежден: учитель не должен быть широким специалистом по педтехнологиям.» Разделяю эту идею.

  2. Садакова Светлана говорит:

    Только начинаю этот путь, путь учителя. В данный момент конструирую предметную среду обучения в курсе ботаники. Начиная от подбора технологии, приходит понимание, что интегрируя модели, из скучного сделать «аппетитное» весьма интересно. Внедряю. Благодарю за статью!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.