Опубликовано

  • 23.09.2014
  • в 03:31 ПП
  • Георгий

Универсальный приём ШАПКА ВОПРОСОВ

2


Сен23

shapka

Один из основных разработчиков современных социо-игровых приёмов в обучении, доктор педагогических наук Вячеслав Михайлович Букатов на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК опубликовал замечательный приём ШАПКА ВОПРОСОВ.

Данный приём педагогической техники, автором которого является А.П. Ершова (соавтор В.М. Букатова по известной книге о театральной педагогике) был показан и описан не только  для  использования при работе с литературным текстом, но в том числе и в других педагогических ситуациях. Даже в такой необычной, как родительское собрание.

Цель моей статьи — показать, что этот приём может охватить почти все учебные предметы.

Итак, суть приёма в следующем.

Ученик формулирует вопросы  по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку.

Таких шапок — три.

  1. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста;
  2. В другую — выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах;
  3. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить.

Как видим, данный приём отчасти перекликается с теми интерактивными приёмами, которые помогают организовать самостоятельную работу учеников с учебным материалом.

Однако ШАПКА ВОПРОСОВ, как приём требует некоторой формализации, чтобы сделать его универсальным.

Во-первых, необходимо чётко сформулировать перед ребятами учебные задачи.

Во-вторых, сформулировать таким образом, чтобы данные задания можно было выполнить на всех учебных предметах.

Первая шапка

Сюда размещаются вопросы, требующие репродукции знаний.

Вопрос на репродукцию знаний по данной теме.

Они могут начинаться со слов

Когда ..?

Сколько..?

Кто..?

Что..?

Или формулируются вопросы о так называемых процессуальных знаниях.

Почему..? (поиск причинно-следственных связей)

Как..? (описывающие какие-то процессы)

Итак, вопросы первой шапки позволяют упрочить и увеличить знаниевый багаж.

Вторая шапка

Можно предложить ребятам формулировать вопросы, которые бы формулировались бы по следующему алгоритму:

«Я считаю, что … А ты как думаешь (считаешь)?»

Вопросы второй шапки тоже важны, т.к. они призывают высказать оценочные суждения.

Третья шапка

Может содержать следующие задания:

Запишите те вопросы, на которые вы затрудняетесь ответить.

или

Сформулируйте вопросы по данной теме, на которые нельзя найти ответ в тексте учебника.

Эти вопросы могут начинаться со слов «Я не знаю…»

Вопросы третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время направить на расширение своего кругозора.

Как видим, копилка учителя пополнилась ещё одним добротным дидактическим приёмом.


Похожие статьи:


Отзывы:
Универсальный приём ШАПКА ВОПРОСОВ

  1. Алла:

    Замечательный прием. Охотно им пользуюсь. Очень полезный. Учит задавать вопросы, а значит грамотно, критически читать текст. А игровая форма очень нравится детям . Получается «и в шутку и всерьез»
    А сайт В.М Букатова уже давно самый любимый. Там, как и у Вас, просто кладезь умных мыслей и приемов. Спасибо Вам.

  2. елена:

    Здорово, мне очень понравился данный прием. Он позволяет ученику осмысленно прочитывать текст, учит правильно задавать вопросы и самим на них отвечать. И я согласна, большой плюс: что можно пополнить свою копилку.

Оставьте ваш отзыв:
Универсальный приём ШАПКА ВОПРОСОВ

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.