Искусство педагогической политехники (новые размышления)

techno

Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы, если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности.

В аналогичном материале, опубликованном в мае прошлого года («Педагогическая техника — ремесло или искусство?»)  я обратил внимание, что

педагогическое мастерство, педагогическая техника в широком смысле слова – это политехника.

Однако нельзя подобный «универсализм» возводить только в достоинство учителя. В современную эпоху узкой специализации мы постоянно чувствуем недостатки подобного «всезнайства».

Учитель математики должен знать и хорошо преподавать все её разделы: арифметику, алгебру, геометрию и т.д. Между тем, какая-то из этих областей даётся ему лучше, какая-то хуже.

Учитель-филолог преподаёт литературу и язык.

Как правило, учитель истории «догружается» обществоведческими дисциплинами.

И так далее, и так далее…

Такая же «специлизация» может проявиться и в ходе обучения.

У одного учителя лучше получается преподавать изучение нового учебного материала.

Другой достиг больших успехов в проведении семинарских занятий, контроля знаний, обобщающих уроках.

Различным этапам обучения соответствуют различные приёмы педагогической техники, и, разумеется, не всеми приёмами учитель владеет одинаково.

Существующий «универсализм» учителя, на мой взгляд, часто является причиной его профессиональных неудач.

Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения.

Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески.

Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях.

Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, а следовательно и на всестороннее развитие личности.

Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.

По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.

Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.

Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:

  • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
  • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
  • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
  • выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
  • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
  • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.

Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям, откуда, собственно, и была заимствована эта идея.

Иметь под рукой инструменты (в нашем случае — приёмы педагогической техники) крайне мало.

Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале, подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата. То есть мы говорим об используемой педагогической технике.

Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.

В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве техникой лишь одной или нескольких операций, диапазон деятельности учителя достаточно широк.

Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник.

Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть техникой коммуникативного общения, держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.

Как говорил А.Франс:

«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.

Комментарии к “Искусство педагогической политехники (новые размышления)

  1. Татьяна Викторовна говорит:

    А почему бы в школах не сделать более узкое деление учителей — предметников по специализации? Например, учитель алгебры и учитель геометрии. Мне кажется, от этого выиграли бы и дети и преподаватели. У учителя было бы больше возможностей более эффективно готовиться к уроку. И при такой специализации вести не «параллели» классов, а «вертикали». Аттестацию проходить тоже по специализации.

  2. Наталья говорит:

    В свете нового ГИА не думаю, что это лучше, тем более, что любящих и хорошо знающих геометрию учителей гораздо меньше, чем тех, кто отдает предпочтение алгебре. А если на уроке геометрии у учеников проблемы с вычислением, то и обвинять некого( как часто делают физики). Ведь у наших учеников уравнения на уроках физики, алгебры, химии- это разные уравнения, и не важно, что различие только в написании переменной. Сейчас хоть как-то алгебра и геометрия связаны между собой, а так мы получим абсолютно новый обособленный предмет. Хорошо ли это?

    • Татьяна Викторовна говорит:

      А что в этом плохого? Наоборот, учитель сможет дать больше по более узкому профилю, а не будет «разрываться» на два предмета. Хороших геометров нет, потому что геометрией надо заниматься серьёзно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.