Опубликовано

  • 07.05.2010
  • в 10:05 ДП
  • Георгий

Организация работы микрогрупп в ходе интерактивного обучения

1


Май7

Несмотря на то, что интерактивное обучение весьма популярно, в практике учителя встречается ряд проблем по организации работы групп: как формировать группы,  как создавать проблемные ситуации, как организовать их обсуждение, в какой форме подводить итоги.

Учебная задача на таком уроке представляется в виде проблемной ситуации, которая требует обсуждения и коллективного решения.

Выполнение учебной задачи требует соблюдения нескольких условий

  1. Группа получает чётко и конкретно сформулированную учебную задачу с вполне предсказуемым результатом.
  2. Обеспечение оборудования для решения задачи в виде учебников, документов, дополнительной справочной и историко-обществоведческой литературы.
  3. Заранее задаётся форма отчёта группы: письменные или устные ответы на вопросы, заполнение таблицы и т.д.

Часто обсуждаемым вопросом при организации интерактивных методово является проблема лидера группы.

На мой взгляд, ни в коем случае нельзя допускать авторитарного назначения «сверху» лидера команды. Он определяется самой группой и выявляется в ходе поиска поставленной учебной цели.

«Мотором» команды не обязательно становится «эрудит». Чаще всего, такой ученик не обладает организаторскими способностями. Хотя в группе авторитет «эрудита» высок.

В новой психологической атмосфере этот ученик уже не стесняется своих знаний и оказывает существенную помощь команде. В то же время, практика показывает, что зачастую «генераторами» идей являются вовсе не они.

Работа в группах преподнесёт учителю немало сюрпризов, и некоторые ученики совершенно по-новому предстанут перед педагогами.

Комплектование групп, особенно в старших классах, также должно проходить по инициативе самих учеников. Психологический микроклимат в таких группах намного выше. Впрочем, всё зависит от конкретной ситуации.

Возможно, появится необходимость пересадить учеников по усмотрению учителя, если он уверен, что это поможет повышению эффективности работы группы.

Количественный состав группы. Удобнее всего в состав группы включать 4-х учеников. К сожалению, в массовой школе часто не удаётся рассадить ребят по группам так, как рекомендуется методистами. Причин, мешающих осуществить это, много: небольшая перемена, претензии других учителей, особенно классных руководителей и т. п.

Организация группы из четырех учеников занимает минимум времени: достаточно учащимся двух соседних парт развернуться друг к другу. Иногда условия учебной задачи выдвигают и другие требования к численному составу группы.

Практика показывает, что максимальное число участников не должно быть выше шести.

Итак, группы работают. У учителя есть возможность пообщаться не со всем классом, а с группой из 4-6 человек, что гораздо эффективнее. Иногда нескольких слов достаточно, чтобы помочь ученикам найти более успешное продолжение своей работы.

P4240132

Заметьте, не готовый ответ. Есть возможность, переходя от группы к группе, похвалить ребят за оригинальное решение, других пожурить за шаблонность мышления, отдельным ученикам сделать замечание за их пассивность Главное, чтобы дети поняли: самостоятельно добывать знания – это интересно и необходимо.

Рассмотрим несколько вариантов организации групповой работы

Вариант I.

Группы могут получить одно и то же задание и представляют его на проверку учителю.

Лучше всего оставить время на дискуссию. Дать возможность каждой группе высказаться, дополнить друг друга или опровергнуть.

Пример.

История России. Тема «Правление князя Владимира и крещение Руси».

При изучении нового материала всем группам дано одинаковое задание: «Продолжите фразу: «При князе Владимире впервые…».

Группы работают с учебником. Одна группа докладывает о результатах своих поисков. Остальные дополняют, опровергают

Во многом успех работы в группах зависит от умело поставленной учебной задачи. Даже обычные, казалось бы, вопросы, должны быть сформулированы так, чтобы вызвали в группе дискуссию.

В этих целях особенно эффективно применение приёма ранжирования вопросов.

Пример.

История России . «Либеральные реформы 1860-1870-х гг.»

Задание «Назовите причины отмены крепостного права» особой дискуссии в группе не вызовет.

Но если к этому заданию добавить еще одно предложение: «Расставьте их по степени важности», то в группе начинается всестороннее обсуждение поставленной задачи. Участники дискуссии приводят аргументы и контраргументы, доказывают свою точку зрения. То есть изучение нового материала происходит на качественно более высоком уровне, когда от учеников требуется не репродукция знаний, а их осмысление.

Вариант II.

Каждый из членов группы получает персональное задание, которое должно работать на общий результат.

Пример.

10-й класс. История России. Урок-путешествие «РОССИЯ В НАЧАЛЕ XIX века».

Тема большая и важная. Вводная. От неё зависит успех изучения всей темы «Россия в первой половине XIX века». Объём материала, на первый взгляд, неохватный. Работа в группах существенно облегчит учителю задачу. На примере этой темы еще раз убеждаешься, насколько наши учебники перенасыщены информацией.

Класс делится на группы по 6 человек в каждой для заочного путешествия на «машине времени» по России начала XIX века.

Внутри группы распределяются роли и задания:

Картограф готовит геополитическую характеристику страны в начале XIX века. Во время выступления использует карту.

Историк составляет краткую историческую справку о стране до начала XIX века.

Экономист дает краткую характеристику состояния экономики, торговли, средств коммуникаций.

Демограф делает анализ демографической ситуации в России. Численность, плотность населения, распределение по регионам, соотношение городского и сельского населения, национальный и конфессиональный состав.

Социолог дает характеристику сословно-классовому составу российского общества к началу XIX века.

Политолог даёт анализ политического устройства России к началу XIX века, характеристику государственно-чиновничьему аппарату.

Каждому из участников задание представляется письменно. Это экономит время, позволяет учителю работать с группами, с каждым учеником в отдельности, а не с классом.

Обеспечение: учебник, справочная литература, (еще один вариант: электронные образовательные программы, Интернет-ресурсы),  письменные задания. Ученики заносят в тетрадь необходимую для себя информацию. Затем устно сообщают о результатах поиска. «Специалисты» других команд дополняют, опровергают.

В ходе работы возможно и другое продолжение. Каждый из «специалистов» должен был передать информацию своим товарищам. Форму передачи (индивидуальную или групповую) он выбирает сам. На каждого ученика была заведена учетная карточка, в которой расписываются как обучающий, так и обучаемый.

Вариант III.

Группы получают разные, но работающие на общий результат задания. Затем лидеры групп отчитываются перед классом. Другое продолжение: лидеры обходят все группы и работают с каждой из них, сообщая результаты своих поисков.

Пример.

Предлагается необычная форма работы с новой информацией, когда перед учениками ставятся задачи, направленные на рефлексию, развитие творческого начала.

Класс разбивается на группы, получающие четыре вида заданий. Учебные задачи – необычные. Перед учениками не ставится конкретное задание по изучению материала учебника. Но, выполняя различные учебные задачи, они «погружаются» в тему урока. Группам даны следующие задания:

1-я группа.

СОСТАВИТЬ ТЕСТЫ.

На основе материалов учебника составить четыре теста разных видов:

  • альтернативный,
  • на соответствие,
  • исключение лишнего,
  • на свой выбор

2-я группа.

СФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОСЫ.

На основе материалов учебника сформулируйте по два вопроса:

  • репродуктивного характера, то есть на восстановление информации,
  • расширяющих знания, то есть таких, которые связаны с темой, но ответа на них нет в учебнике,
  • развивающих знания, то есть вскрывающих суть, обобщающих тему, несущих в себе исследовательское начало.

3-я группа.

ПРИДУМАЙТЕ ЗАДАНИЯ.

  • Придумайте для игры «Да-нет» («Угадай слово») два слова и загадайте их классу.
  • Составьте историческую задачу на основе материалов к заданному параграфу.

4-я группа.

СФОРМУЛИРУЙТЕ ВОПРОСЫ.

Сформулируйте к материалу учебника вопросы, начинающиеся со слов

«Что…?», «Когда…?», «Где…?», «Почему…?», «Как…», «Какой…?»

Обеспечение: учебник, соответствующий параграф (в зависимости от издания), письменные задания каждой группе.

Таким образом, все ученики, работая с одним и тем же параграфом учебника, получили совершенно разные задания. Внешняя легкость заданий обманчива. Преподаватель идет на тактическую хитрость. В конечном счёте будут оцениваться не приобретённые знания, а результат учебной деятельности – ученический проект.

В группах начинаются «муки творчества»: как лучше сформулировать вопрос, как точнее составить тест, составить задачу. Учитель подходит к группам, направляет споры в нужное русло.

Задание рассчитано на двадцать минут. Это, естественно, подстёгивает учеников, заставляет мобилизовать усилия всей группы. Весьма интересна вторая часть урока, когда лидеры групп докладывают о результатах.

Анализируется качество составления тестов, вопросов, исторических задач. Тут же ученикам из других групп предоставляется возможность ответить на эти вопросы и получить оценку.

Интерактивное обучение предполагает нестандартный подход к организации занятий. Чем неожиданне будет представлена проблемная ситуация, тем больше надежд на высокий обучающий эффект.


Похожие статьи:


Отзывы:
Организация работы микрогрупп в ходе интерактивного обучения

  1. Гаухар:

    Методика очень понравилось, хотелось бы чтобы такие примеры были для ВУЗ-овских занятии, в частности высшего медицинского образования! Спасибо!

Оставьте ваш отзыв:
Организация работы микрогрупп в ходе интерактивного обучения

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.