Даже банальная проверка базовых знаний должна проводиться оперативно, быть технологичной. Мы должны экономить время урока. Мы не имеем право на пустые паузы, на непродуктивное время.
Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной работы. В такую блиц-контрольную входит проверка владения терминами, фактами, причинно-следственными связями, другими стандартными умениями. Включает в себя каждый раз одинаковое количество заданий (например, десять), на каждое из которых дается по минуте.
Задания (лучше по вариантам) записываются заранее на доске или на плакате. Еще лучше распечатать и раздать листочки каждому ученику. Это экономит время и улучшает психологический климат на уроке. Ученик не должен переписывать вопрос.
Ученики пишут номер задания и сразу выполняют его, выделив ответ. На каждого ученика заводится своеобразная матрица, где фиксируются результаты каждой такой блиц-контрольной. Получая лист контроля ученик пишет дату и напротив номера вопроса пишет правильный вариант ответа.
Колонки широкие, чтобы ученик мог записать не только вариант ответа, но и при необходимости формулу, термин, фамилию, число, дату и пр. Но подчеркну, при необходимости, если этого требует задание. К примеру, если требуется указать только вариант ответа, ученику не нужно рядом с ним вписывать еще более подробный ответ.
Это сурово, но приучает учеников к дисциплине тестирования.
Учителю достаточно тщательно проверить первую контрольную, а затем, совмещая матрицы, быстро просмотреть остальные. Это помогает ускорить проверку тестов и наглядно выстраивать индивидуальную трассу успеха каждого ученика.
Добившись от учеников аккуратности в выполнении тестовых заданий, допускается возможность и самоконтроля, когда ученики сами проверяют свои работы. В данном случае никакие исправления не допускаются.
Это тоже помогает учителю в дальнейшей проверке. Любая помарка будет влиять на понижение оценки. Учитывая современную тенденцию перехода на «тотальное» тестирование, ученикам не помешает овладеть высокой культурой исполнения подобных заданий.
Лист контроля выдается, как правило, в течение 6-10 уроков, то есть на время изучения большой темы.
Такая форма оперативного опроса — своеобразный блиц-мониторинг для учителя, который тут же может проследить, насколько успешно ученики усваивают материал. К примеру, он обратил внимание, что на вопрос 6 дано больше всего неправильных ответов. Значит в последующем необходимо принять меры для ликвидации этого пробела в знании учеников.
И для учеников лист контроля — это возможность проследить, насколько успешно они продвигаются при изучении данной темы.