Опубликовано

  • 08.09.2014
  • в 12:04 ПП
  • Георгий

Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура

5


Сен8

image_57

Мы приступаем к серии статей, где  лейтмотивом является  проблема самообучения. Учить учиться — одна из важнейших задач современного образования. Однако любая идея  требует конкретных конкретных шагов, приёмов и методов.

Без сомнения, образование — больше, чем просто передача информации.

Однако как в школах, так и в вузах в особенности, главным образом присутствует именно такой первоначальный этап. Учителя, преподаватели вузов и колледжей, как правило, транслируют учебный материал, несмотря на то, что он уже есть в учебниках, монографиях, в Интернете.

И главная задача учеников (студентов) слушать, конспектировать. Учитывая возрастные особенности обучаемых, учитель прилагает массу усилий, чтобы привлечь внимание учащихся, удержать его.

Пассивная форма получения учебной информации непродуктивна и даже губительна.

Еще сложнее обеспечить ученикам адекватные условия для осмысления учебного материала, его закрепления. Следовательно, проведённая лекция (беседа учителя), то есть монолог учителя, ещё больше усиливает ощущение учеников, что наиболее важным шагом в усвоении услышанного материала является банальное заучивание.

Студенты откровенно скучают, пропускают лекции. Не радостная картина в ряде случаев и в школе.

Лишь отдельные обучаемые при должной мотивации готовы «переварить» полученную таким образом учебную информацию, осмыслить её. То есть обеспечить СИНТЕЗ новых знаний, что является важнейшим аспектом образования.

Преподаватель должен задать себе вопрос, к чему он должен стремиться:

к запоминанию или ПОНИМАНИЮ учащимися учебного материала?

Ещё в 1990-е годы профессор физики Гарвардского университета разработал свои эффективные инструменты интерактивного обучения студентов.

mazur

Он распечатал свои лекции и раздал их студентам, которым предлагалось ознакомиться с учебным материалом накануне. Студенты приходили на занятия, и Э. Мазур предлагал им ответить на ряд вопросов, тестов. Свой метод он назвал Peer instruction.

Студенты получали несколько минут на то, чтобы обдумать вопросы, сформулировать свои ответы.  Они обсуждали различные варианты ответов в группах по три-четыре человека. Результаты такого опроса были сигналом для преподавателя, насколько усвоен учебный материал, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

mazur-class

Как видим, Peer Instruction легко реализовать не только в вузе, но и в любой предметной области и в любом классе основной и старшей школы. Такой подход не требует  значительных затрат времени или денег.

Все, что требуется — это коллекция вопросов и тестов. Итак, учитель предлагает ученикам перед уроком ознакомиться с новым материалом и быть готовым к следующему уроку решить учебные задачи.

Современные условия требуют более мобильных систем опроса, чем письменные или озвученные преподавателем. В последние годы Э. Мазур часто использует мультимедийные технологии.

mazur_15

Вопросы появляются на экране. Преподаватель получает обратную связь от студентов, вооружённых смартфонами, ноутбуками или просто мобильниками. В нижней части экрана три кнопки с лекционным материалом, с заданиями и готовыми ответами.

В наши дни возможности организации быстрого тестирования возросли. Оперативной обратной связи на уроке был посвящён недавний обзор в Дидакторе. Эти технологии могут быть весьма полезными.

Разумеется, поставленные учителем вопросы не должны носить репродуктивный характер (кто..?, что..?, когда..?, сколько..? и т.п.) Они должны быть направлены на понимание процессов, явлений, поиск причинно-следственных связей, решение нестандартных задач.

Конечно, учитель в данной ситуации должен хорошо владеть учебным материалом, оперативно провести анализ выполненных заданий и тестов, и, исходя из этого, подвести итоги, акцентировать внимание на недочёты, внести определённые разъяснения.

Ученику или студенту так интереснее учиться. Он понимает, что учитель (преподаватель вуза) вместо транслятора готовых знаний превращается в помощника, консультанта. Без сомнения, такой подход отразится на качестве обучения.


Похожие статьи:


Отзывы:
Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура

  1. Татьяна Римкевичус:

    Георгий, интересное начало.
    Я правильно понимаю, что по сути это один из видов перевёрнутого обучения?

    • Георгий:

      Да, встречается и такое название. Но принято характеризовать это как одну из форм интерактивного обучения. Тем более перевёрнутое обучение может рассматриваться и в другом варианте: «ученик в роли учителя»

  2. Галина Генриховна:

    Замечательный прием. Но, как правильно указано выше :»…в данной ситуации должен хорошо владеть учебным материалом, оперативно провести анализ выполненных заданий и тестов». На практике(правда пока только моей)пока он приводит к увеличению объема затраченного времени и «выбиванию» из тематических границ урока.Возможно,необходимо пересмотреть всю временную составляющую изложения материала.Тогда сразу увеличивается объем сам.работы,с чем далеко не всегда согласны мои студенты(ученики). Все равно буду пробовать!

  3. Алексей:

    Хорошо, когда не обременен знанием, всегда можно открыть то, что применялось лет 100 назад…

  4. Irina:

    Нравится, жаль, что подобное использование метода невозможно при отсуствии в школе возможности быстрого тестирования!

Оставьте ваш отзыв:
Интерактивное обучение по методу Эрика Мазура

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.