Продолжаем публикацию материалов, посвящённых эффективным приёмам и методам работы в учебных группах. В технологиях ТРИЗ, эвристического и проблемного обучения популярен Метод морфологического ящика (ММЯ), придуманный швейцарским астрономом Фрицем Цвикки. Судьба этого метода противоречива.
Не раз его возводили в абсолют и не раз подвергали жесточайшей критике. Однако, независимо от отношения к ММЯ, Ф. Цвикки своим примером доказал, как на практике можно реализовать идеи морфологического анализа. Учёному-астрофизику принадлежит 50 патентов, в основном в области ракетной техники. Он изобрел ряд реактивных и гидротурбореактивных двигателей.
Напомним, что в наиболее общем понимании
МОРФОЛОГИЯ — это наука о форме и строении.
Суть метода морфологического ящика заключается в определённой структуризации, инвентаризации существующей проблемы.
Ф. Цвикки предлагает следующие этапы решения проблемной ситуации:
- Точно сформулировать проблему, подлежащую решению.
- Выявить и охарактеризовать все параметры, которые могли бы войти в решение заданной проблемы.
- Сконструировать морфологический ящик или многомерную матрицу, содержащую все решения заданной проблемы.
- Все решения, содержащиеся в морфологическом ящике, внимательно проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты.
- Выбрать и реализовать наилучшие решения (при условии наличия необходимых средств). Этот этап практической реализации требует дополнительного морфологического исследования.
Данный метод предлагает большую, серьёзную сверхзадачу разбить на ряд локальных задач, касающихся каких-то отдельных элементов. Каждый из элементов, в свою очередь, имеет ряд вариантов решения. Каждый из вариантов обязательно обсуждается. Предлагаются оригинальные подходы.
Безусловно, учителя физики, химии и других точных дисциплин легко увидят возможность использования метода морфологического ящика.
Но, на мой взгляд, этот метод можно использовать не только при решении изобретательских задач.
Решение социальных проектов, социальных проблем на уроках гуманитарного цикла станет более предметным и продуктивным при использовании ММЯ.
Пример. Урок обществознания.
Разработка проекта решения занятости молодежи г. Армавира. В Армавире — один из самых высоких показателей безработицы в Краснодарском крае. Разбил класс на группы. На первом этапе предложил классу более предметно обрисовать ситуацию.
Ребята-одиннадцатиклассники знают эту проблему не понаслышке. Им через несколько месяцев придётся вплотную столкнуться с реалиями города. Поэтому первый этап прошёл очень продуктивно и полезно. Затем решение проблемы согласовали разбить на два направления:
- решение проблемы в конкретных сферах: производстве, сервисе, торговле.
- источники финансирования: федеральный, краевой, муниципальный, частные инвестиции.
Разбирается и конкретизируется каждый из вариантов решения. Это очень ответственный этап работы — оценка вариантов решений, вытекающих из структуры морфологической матрицы. Сравниваются варианты по одному или нескольким наиболее важным для данной конструкции показателям.
Приводятся аргументы «ЗА» и «ПРОТИВ».
Ученики разработали ряд интересных и продуманных предложений. Не мог удержаться после занятий, чтобы не созвониться с председателем городской Думы и не показать ему предложения ребят.
Урок географии и обществознания, посвящённый глобальным проблемам человечества, может быть гораздо более продуктивным, если создать условия групповой активности и пошагово заняться изучением этого серьезного вопроса.
Нельзя не упомянуть о критиках этого системно-аналитического метода, которые утверждают, что при таком дроблении и детальном пошаговом продвижении упускается элемент нестандартности и парадоксальности оригинального решения проблемной ситуации.
На мой взгляд, всему своё время. Если ученики научатся алгоритму решения проблемных ситуаций, то оригинальность и нестандартность не за горами.