Приём педагогической техники Лови ошибку известен из замечательной книги А. Гина. В данном случае идёт речь о преднамеренном искажении учебной информации. Между тем, в практике учителя часто встречается работа над уже допущенными ошибками в ходе выполнения учениками домашнего задания, тестов, контрольной или лабораторной работы. Конечно, такой «Разбор полётов» необходим. Однако и он должен иметь под собой технологическую основу.
В повседневной практике учителей встречаются разработанные ими «Памятки для работы над ошибками», «Коллекции типичных (или наиболее встречающихся) ошибок» и т.д. То есть налицо целая система в работе над ошибками.
Однако существует одно очень большое психолого-педагогическое «НО». Заклеймённый плохой оценкой ученик переживает определённый шок. И сама работа над ошибками превращается для него в продолжение экзекуции. Она мало продуктивна. Ученик знает: он уже получил плохую оценку.
Совершенно иначе можно выстроить работу над ошибками, если после проверки не выставлять сразу же оценок. Вместо этого учитель может оставить запись
«В твоей работе имеются ошибки. Найди и исправь их».
«В твоей работе 3 (указать количество обнаруженных) ошибки. Найди и исправь их«.
«Ошибка во втором задании. Исправь».
Причём заметьте, разные записи несут в себе различный уровень сложности. Более сильным ученикам учитель может предложить первый вариант. Более слабым — второй или третий. Таким образом мы обеспечим не только технологичный подход к работе над ошибками, но и дифференцируем такую работу, обеспечив индивидуальный подход процесса обучения.
А самое главное, решим главную проблему: создадим психологически комфортные условия для познавательной деятельности детей. При такой организации работы над ошибками ученик добьётся гораздо больших результатов. И мы получим более объективную картину обученности каждого ученика.
Ученик, допустивший случайную оплошность, получит шанс исправить положение.
Ученик, слабо владеющий материалом, может «выдумать» новые ошибки. То есть мы убедимся в непрочности его знаний.
Как видим, приём педагогической техники — это организованные определённым образом действия учеников. И работа над ошибками может стать эффективным приёмом техники обратной связи.
Георгий Осипович, но ведь очень часто при выполнении самостоятельных и практических работ, если ученик просит посмотреть верно или неверно, мы говорим есть ошибки или нет. Это подходит под эту технику?
Здравствуйте, Маргарита! Я говорю о тех случаях, когда ситуация возникает не спонтанно, а спровоцирована, организована учителем. То есть имеет свои хронологически рамки, чёткую направленность и ожидаемый результат. А тот случай, о котором Вы упоминаете, он находится вне рамок созданной учителем педагогической ситуации.