Опубликовано

  • 04.06.2010
  • в 03:56 ПП
  • Георгий

Приём педагогической техники ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

0


Июн4

Кто знакомился с описанной мною техникой активно-продуктивного чтения, обратил внимание, что основным её элементом является самостоятельная работа ученика с учебником. Конечно, всю работу по изучению нового материала нельзя сводить лишь к этому.

А критически мыслящие старшеклассники вообще начнут подозревать своего учителя в неподготовленности к уроку. Однообразие всегда надоедает, а детям тем более. Чем разнообразнее формы работы учащихся, тем интереснее им на уроке.

Учитель должен гибко реагировать на изменение условий обучения в зависимости от содержания учебного материала. Не зря В.В. Гузеев ввёл понятие «матрица разнообразия» (Гузеев В.В. Матрица разнообразия – способ определения компетентности педагогов//«Директор школы», № 8. 2006 г.).

Время от времени учитель при изучении нового материала должен продемонстрировать классу свой высокий профессионализм, глубину знания предмета. Как это сделать? На предметах гуманитарного цикла, как правило, используется школьная лекция.

Однако, какое прилагательное мы не добавляли к этому понятию, как бы не ухищрялись приспособить этот метод к возрастным особенностям учеников, — всё равно на первом месте присутствует монолог учителя. Это крайне непродуктивная форма проведения занятия по изучению нового материала.

Приём «пресс-конференция» позволяет нам найти более эффективный способ педагогического общения. Этот приём педагогической техники кратко описан А.А. Гином. Давайте подробнее прокомментируем его.

В данном случае, пресс-конференция — это не так называемый «нетрадиционный» урок, когда за несколько недель до этого мы начинаем готовиться, поручаем детям заранее ознакомиться с учебным материалом, распределяем роли. Для приёма «пресс-конференция» не требуется ни предварительной подготовки учеников, ни дополнительного оборудования. Лозунг этого приёма – «здесь и сейчас».

Мы наглядно убеждаемся, что педагогический приём – это особым образом организованное педагогическое общение.

Учитель в течение 4-5 минут представляет развернутый план изучения нового материа­ла, знакомит учеников, о чём сегодня пойдёт речь. Затем, предлагает устроить своеобразную пресс-конференцию. Ученики выступают в роли журналистов, а учитель в роли «очевидца события» или специалиста по данной проблеме. Учитель просит учеников сформулировать свои вопросы преподавателю.

Можно даже дифференцировать вопросы. Например, поручить одному ряду задать вопросы, начинающиеся со слов «Кто…?», «Что…?»; другому ряду, – начинающиеся со слов «Как…?», «Почему…?», третьему ряду – «Что общего…», «В чём особенности…?».  Таким образом, мы получим с вами разнообразные и разноплановые вопросы.

Конечно, излагать учебный материал в определённой последовательности намного легче. Учитель может заглянуть в план-конспект или даже написать его на доске следовать этому плану. Ответы взраброс, вопреки последовательности, потребуют от учителя хорошей подготовки и встретят уважение учеников. Конечно, вопросы могут быть самыми неожиданными, и, возможно, могут появиться и такие, на которые учитель будет не в состоянии ответить.

И этого стесняться нет нужды. Всегда можно объяснить ученикам, что есть та область знаний, которая является уделом передовой науки. И при возможности на ближайших уроках после небольших поисков всё же ответить ребятам.

Ничего, что при ответах учителя потеря­ется последовательность. Ведь вкратце он уже рассказал, о чем пойдет речь. К этому прибавляются фрагментарные, бессистемные знания учеников, почерпнутые из СМИ, специальной литературы. Теперь же внимание ученика сосредоточилось на своем вопросе.

Ребятам можно разъяснить, какие вопросы учитель больше ценит, подчеркивая, что существуют три категории вопросов: репродуктивные, расширяющие знания и вопросы, развивающие познавательную деятельность. Хорошо бы для закрепления материала, попросить учеников повторить ответы на свои вопросы.

Возможен другой вариант пресс-конференции, когда учитель предупреждает, что по окончании пресс-конференции каждый из учеников должен представить «письменный отчёт», написать очерк, дать ему название. В таком случае ученики внимательно слушают не только ответ на свой вопрос, но и обращают внимание и даже кратко записывают ответы на вопросы дру­гих.

Как-то одна из девочек предложила написать очерк как «корреспондент женского журнала». Тут же идею подхватили другие ученики, выбравшие другие жанры. Это потребует от них дополнительных усилий, но зато покажет, насколько они свободно владеют учебным материалом.

Приём «Пресс-конференция» основывается на уже упоминавшемся приёме «Задай вопрос», но доведён до логического конца, являясь современной интерпретацией так называемого «сократического метода». Известно, что древнегреческий философ, обучая своих учеников, создал свой метод отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – майевтику (греч. maieutike, букв. – повивальное искусство).

Пример

История. Тема «Фашистское нашествие. Первые неудачи».

Часто приходится слышать от учителей, что современные дети уже без особого волнения воспринимают уроки, посвящённые нашему недавнему трагическому и героическому прошлому. Глубоко убеждён, что и до нынешнего поколения можно «достучаться», но только не традиционным назидательным тоном.

Вкратце ознакомил учеников с целями урока. Привёл некоторые цифры о колоссальных потерях в начале Великой Отечественной войны. Затем обратился к ребятам: «Задавайте вопросы». Откровенно говоря, сам не ожидал большую осведомлённость ребят по данной теме.

Документальные фильмы последних лет, появляющиеся, наконец, на экране новые художественные кинокартины о войне, литература, публицистика, – повлияли на «знаниевый» багаж.

Вот лишь несколько из поступивших вопросов:

  • Была ли неизбежна война 1941-1945 гг.?
  • Чем отличалась тактика военных действий германских войск и Красной Армии?
  • Как по-Вашему, можно согласиться с мнением одного из журналистов, что одной из важнейших причин являются не ошибки Сталина, а типичная «российская расхлябанность»?
  • Почему лучшие образцы советской военной техники не приняли участие в первых боях, хотя уже было налажено их серийное производство?
  • И т.д.

Вдруг обнаружилось, что до сих пор тема для ребят волнительна и вызывает у них живой интерес. Особенно это наглядно проявилось во время написания ими творческих очерков.


Похожие статьи:

Оставьте ваш отзыв:
Приём педагогической техники ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.