C какой целью я иду на урок?

«Многие уроки превращаются в ритуал, когда учитель делает вид, что учит, а смирные дети делают вид, что учатся. При этом отсутствует общение – взаимное реагирование, оно воспринимается как возмутительное нарушение ритуала» (В. Загорский. Стратегия успешного урока//Педагогическая техника. № 5, 2004).

pict4860

Так пессимистично начинается одна из многочисленных статей, посвященных проблемам современного урока.

Тот факт, что обучение организует, проводит, направляет и контролирует  учитель,  еще  не  означает,  что  обучение  есть,  в  достаточной степени,  управляемый  и  регулируемый  процесс. Практика  показывает,  что учитель чаще всего имеет лишь самое общее  представление о том, как усваивается материал  учащимися, достигнуты ли поставленные цели обучения.

Сотни статей и брошюр, посвящённых методике современного урока, чаще всего, так и не учат учителя главному: как сделать урок эффективным, результативным?


Выводы печальны: абсолютное  большинство учителей по-прежнему относятся к постановке целей урока формально, совершенно не понимая значимости и продуктивности злополучной «триединой дидактической цели» (ТДЦ): обучающей – воспитывающей – развивающей.

Между тем, даже изобретенный «учеными мужами» термин «триединая дидактическая цель» (иногда встречается и «комплексная дидактическая цель») нуждается в коррекции. ДИДАКТИКА, как известно, это наука об обучении, и говоря о системе целей, данная формулировка оставляет вне  рамок термина воспитательные цели, хотя на деле включает их.

Такой формальный подход к одному из важнейших компонентов учебной деятельности приводит к тому, что  из урока в урок учитель ставит ничего не значащие для него и для учеников цели: «формировать», «обучать», «развивать», «воспитывать» и т.п.

Обратите внимание: даже сами глаголы несовершенного вида, означающие незаконченность действия,  показывают, что учитель, ставя перед собой или перед учениками ЦЕЛИ УРОКА, не осознает, чего же он, собственно, хочет добиться своим уроком.

Плохо сформулированные, нечетко поставленные, размытые, непрозрачные цели приводят к таким же малопредсказуемым, размытым, непрозрачным результатам.

Цель обучения должна быть сформулирована так, чтобы о достижении цели можно было судить однозначно. Для этого она должна описывать результаты учебного процесса не в расплывчатой манере, а в точных терминах наблюдаемого и измеряемого поведения.

Такую цель принято называть операционной; она позволяет перейти от общего представления о результате обучения к конкретному эталону, критерию ее достижения обучаемым.

Общее требование к операционной цели заключается в том, что она должна содержать описание того, что обучаемый сможет делать в результате обучения, т.е. признаки достижения цели. В соответствии с этим при формулировании учебных целей не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять» и т.д.

Вместо этого нужно использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом: «выбрать», «назвать», «дать определение», «проиллюстрировать», «прочесть», «решить» и т.п.

Итак, хорошая формулировка цели должна сообщать о том, что сможет делать обучаемый, описать процесс или результат исполнения соответствующих действий. То есть формулировка цели должна описывать желаемые действия обучаемых. По сути, ученические цели представляются системой учебных задач.

Какие глаголы могут присутствовать в такой постановке целей:

Написать

Перечислить

Выделить

Продемонстрировать

Выбрать

Указать

Соотнести

Рассмотрим глаголы целеполагания, описывающие состояние и исполнение

СОСТОЯНИЕ ИСПОЛНЕНИЕ
знать выполнить
понимать написать
уметь перечислить
обладать выделить
ценить демонстрировать
ознакомиться указать
чувствовать выбрать

Любой учитель, критично относящийся к своей работе, не раз ловит себя на мысли: зачастую нарушение дисциплины на уроке изначально провоцируется им самим, в связи с  тем, что ученик порой не знает, чего же хочет от него учитель?

Учебные цели должны превратиться в ряд четко прописанных учебных задач для ученика.

P.S. Фото заимствовано с сайта педагогического сообщества Псковской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.