В природе каждого читающего человека заложено визуальное восприятие слова, даже группы слов. Уже во втором-третьем классе ученик воспринимает слово целиком. Он запоминает визуальный образ слова.
Этим особенностям при работе с текстом в Дидакторе были посвящены две записи: «Текст в мультимедийном уроке» и «Техника активно-продуктивного чтения…». Помимо описанных имеется еще ряд приёмов.
Приём Телеграф направлен на восстановление визуальной модели слова.
В данном случае мы исходим из идеи буквосочетаний, в которых исключаются гласные буквы. То есть так, как писались в недавнем прошлом телеграммы. Помните, как на бланке телеграммы были наклеены ленточки с текстом, где служебные слова сокращались, пропускались предлоги?
Да и сейчас встречаются сокращения вроде зпт, тчк, вскл, Мскв, СПб, РЖД.
Учитель готовит дидактический материал на карточках или на слайдах мультимедийной разработки. В тексте — только согласные буквы. Дети должны прочесть текст или отдельные слова.
Например:
Каждый из учителей-предметников может по-своему оценить достоинства приёма. Учитель начальной школы, иностранного языка может организовать работу на узнавание и правописание слов. Учителя других предметов — на узнавание терминов, ключевых слов учебного материала.
Чем больше будет дидактических приёмов, тем разнообразнее можно организовать учебное занятие.