В статье «Три причины обучать по-новому», опубликованной в Дидакторе поднимался важный вопрос о трудностях организации современного образовательного процесса. Безусловно, новые ритмы жизни требуют более высокого темпа обучения. Но не всё так однозначно.
Действительно, учитель может подобрать адекватные современные инструменты для того, чтобы увеличить скорость подачи и усвоения учебного материала.
Однако стоит подумать:
- насколько данная интенсивность повлияет на утомляемость учащихся;
- о спровоцированных нами условиях, когда другие учителя-коллеги, придя после нас в класс, получают «отработанный материал» (извините за такое сравнение) и прилагают большие усилия, чтобы «достучаться» до уставших на прошлом уроке учеников;
- насколько выбранный темп обучения адекватен различным формам организации занятий.
К примеру, фронтальная работа со всем классом предполагает
- кратковременность;
- дозированность;
- максимум мультимедийной наглядности.
Учитель может обеспечить различный темп обучения в микрогруппах и даже для каждого отдельно взятого ученика в зависимости от поставленных учебных задач.
Однако это уже высший пилотаж, который должен быть максимально выверен.
Иногда высокий тем обучения может быть даже вреден. Особенно в тех случаях, когда требуется определённая детализация, аналитическая, творческая работа учеников.
Таким образом, необходимы гибкость, учёт конкретных условий и специфики каждого отдельного класса и даже отдельно взятого ученика.