В статье, посвящённой технике педагогического общения, обращалось внимание на такой приём как коммуникативная атака. Однако любой приём нуждается в практическом описании, демонстрации конкретных примеров. Итак, напомню, что коммуникативная атака – это завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.
Пример 1.
Д о сих пор восхищаюсь эмоциональной заряженностью своего учителя математики Григория Дмитриевича Узун. Урок начинался не обычным вставанием и приветствием. После звонка учитель буквально вбегал в класс, держа под мышками циркуль, линейку, журнал…
Доказать теорему … К доске идёт …
И все закрутилось в невероятном темпе. За урок мы умудрялись решить целый ряд сложнейших задач, подобрать по несколько вариантов их решения, поспорить о преимуществах и недостатках каждого из этих вариантов. И ни слова на уроке о дисциплине, о чем-то другом, что мешало самому процессу.
Что поучительного в примере?
Учитель задаёт темп работы.
В работоспособном классе, где большая мотивация к учению (а мы, старшеклассники, готовящиеся к поступлению, именно таковыми и были), можно опустить некоторые формальности в начале урока.
Пример 2.
Будучи ответственным секретарём общества «ЗНАНИЕ», я сопровождал поездку лектора из ЦК республиканской компартии по нашему району. Очередным местом проведения лекции о международном положении был техникум. Мы приехали после окончания занятий.
Руководители учреждения завели нас в актовый зал, полный юных сорванцов, и внезапно исчезли. Стоял невероятный шум. Мы вдвоём стояли на сцене, и никто не обращал на нас внимания. Хотел было отправиться за директором или завучем, но лектор остановил меня.
Он подошел к боковой стене, где висели стенгазеты, и вдруг очень громко выкрикнул, показывая пальцем на одну из них:
«Кто написал эту стенгазету?».
Зал чуть притих. Он выкрикнул ещё раз:
«Я вас спрашиваю, кто написал эту стенгазету?»
Зал затих. Приехал какой-то незнакомый дядя и чему-то возмущается. И в полной тишине лектор уже спокойным голосом сказал:
«Ребята! Как же так можно?! В слове «интеллигенция» сразу три ошибки».
Затем без остановки он объявил о цели своего приезда. Лектор полностью овладел ситуацией. Весь зал слушал, затаив дыхание. Ребята оказались очень любопытными. После окончания лекции около получаса задавали вопросы.
Что поучительного?
Неожиданный эмоциональный нажим.
Пример 3.
Один из учителей литературы поведал свою историю о том, каким неожиданным образом прошел у него урок по творчеству А.С. Грибоедова. Учитель тщательно подготовился к уроку. Подготовил хорошее мультимедийное сопровождение. Но войдя в класс, понял: урок на грани срыва. Дети очень возбуждены.
Первые увещевания мало повлияли. Неожиданно для себя, учитель тут же перестроил урок. Он включил тот слайд, которым намеревался закончить урок: демонстрацию алмаза «ШАХ», подарок персидского шаха российскому императору.
Ребят сразу привлекло это изображение. Учитель кратко объяснил, почему он показал его. Класс включился в работу. Учитель добился планируемых на урок результатов.
Что поучительного?
УДИВИТЬ! УВЛЕЧЬ!
Это один из наиболее эффективных вариантов коммуникативной атаки.
Пример 4.
Захожу в свой любимый класс и не узнаю его. Наигрались на перемене в «снежки». А для нашего южного региона это редкая возможность. Поэтому забавляются независимо от возраста. Смотрю на их румяные лица, в глазах еще «чертики бегают».
Вроде бы и притихли, а мыслями еще на школьном дворе. Невнимательны, озорно посматривают друг на друга. Пришлось менять алгоритм урока. На ходу придумал экспресс-тест. Дети стали отвечать на вопросы, сдали листочки. Рабочий ритм уже наладился. Дальше можно было работать уверенно.
Пример 5.
Завуч школы в начале урока заглянула ко мне и попросила присмотреть за соседним классом, в котором работал студент-практикант. Причем не по плану. Его попросили заменить внезапно заболевшего учителя.
Начал работу в своем классе. Подошел к соседним дверям: тишина. Только голос практиканта. Решали задачи по геометрии. Потом ребята мне рассказывали, что студент сначала поразил, удивил их тем, что без циркуля и линейки рисовал идеальные геометрические фигуры: окружности, прямоугольники и т.д.
И вместо планов «пошалить» стали нормально работать.
Конечно, практикант и не ожидал такого поворота дела. Он мне потом откровенно сказал, что шёл со страхом в незнакомый класс, да ещё и без должной подготовки.
Коммуникативная атака требует быстроты действий. Конечно, у нас не будет времени полистать «книгу рецептов», найти наиболее приемлемый вариант.
Но быть готовыми к неожиданным поворотам следует всегда.
Поучительные примеры, все из жизни. Никогда не пользовалась при работе эмоциональным нажимом.
А вот темп урока во многом зависит от контингента учащихся. Уроки проходили по определённому алгоритму, в зависимости от темы урока.
Замечательные примеры!
очень хороший материал, воспользуюсь им в своей практике. Спасибо.
Примеры понравились. Ситуация похожая была, когда расшалились и сложно наладить рабочий ритм. Понятие»Коммуникативная атака» и примеры ситуаций интересны, возьму на заметку.
Сам приём, отнюдь, не нов. Помнится, как тогда ещё (в 1970 году) наш молодой учитель математики буквально врывался в класс со словами: «Быстренько достали двойные листочки, будем решать квадратные уравнения». Без всякой проверки домашнего задания и т.п. рутины, тем самым снимая стресс , связанный с ответом у доски. И класс мгновенно включался в работу. Со временем отстающий, в общем-то, класс стал лучшим по математике.