Инвентаризация знаний как технологический приём

stellaz

В любом учебном предмете есть основной «понятийный аппарат», определённая минимальная база знаний, без которых невозможно формирование общеучебных умений, навыков, целостного представления о закономерностях, событиях, их анализе, оценке и пр.

Александр Гин предлагает в начале каждой темы  вывешивать  «Базовый лист контроля».

Более технологичной является «инвентарная таблица» (карточка). Начиная изучение новой темы, учитель вывешивает рядом с доской такую таблицу или проецирует ее на экране. Таблица (карточка) имеется у каждого ученика. Знание этой базы знаний по данной теме гарантирует ученику как минимум «тройку».

Итак, раскладываем основные понятия, термины, формулы, даты по соответствующим «полочкам». Предупреждаем учеников, что это их обязательный минимум, который они должны знать при любых обстоятельствах.

Лучше всего сразу прокомментировать всю таблицу, обратить внимание учеников на основные элементы изучаемой новой темы.

Из каких колонок, «полочек» может состоять таблица?

К примеру, в истории это имена, события (даты), термины и места событий.

tabl

Целесообразно время от времени возвращаться к проверке базовых знаний по прошлым темам в виде самостоятельных работ, тестов, викторин, кроссвордов и других форм контроля.

Могут забыться какие-то детали, но базовые знания — это тот каркас, на основе которого и формируются знания учеников по предмету. Никакие приёмы развивающего обучения не помогут, если они не будут основаны на определённой базе начальных знаний.

Заполнение данной таблицы возможно в различных вариантах:

  • с помощью учителя;
  • самостоятельно каждым учеником;
  • в микрогруппах, когда вся группа работает над заполнением;
  • в микрогруппах, когда каждая из групп имеет специальное задание: первая заполняет колонку с именами, вторая – событиями, третья – терминами, четвертая – местами событий. Затем после того, как группы докладывают о результатах, весь класс заполняет всю таблицу.

Составлением такой таблицы мы проводим своеобразную инвентаризацию данной темы, расставляем акценты. Всё это работает на дальнейшую систематизацию знаний.

Как техника сжатия учебной информации, составление такой таблицы перекликается в приёмами «Своя опора», «Дай определение»,  «Ключевые слова», «Сжатая информация».

Впрочем, заполнение таблицы возможно не только при изучении новой темы, но и при закреплении, повторении ранее изученного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.