Педагогическая техника: ремесло или искусство?

P9260048

В массовой педагогической практике новая идея обычно успешнее прорабатывается и пропагандируется на теоретическом и методологическом уровнях, но этап её непосредственного внедрения (процесс освоения технологии) по различным причинам оказывается замедленным.

В дискуссиях о проблемах отечественного образования мы традиционно обсуждаем два извечных российских вопроса «Кто виноват?» и «Что делать?», когда актуальнее задать и ответить на другой, более важный вопрос: «Как сделать?», то есть «Как учить?».

Многие учителя и ученики оказались неготовыми к освоению новых образовательных технологий прежде всего потому, что недостаточно оснащены средствами достижения поставленных образовательных целей. В литературе, посвящённой отдельным образовательным технологиям, казалось бы, нет недостатка. Но зачастую сама педагогическая «кухня» остаётся за кадром. Разработчики образовательных технологий редко делятся «секретами», недостаточно подробно описывают используемый технологический инструментарий.

Эффективность образовательных технологий невозможна без овладения искусством педагогической техники, без искусства учителя, проявляющегося во взаимодействии с учениками, предъявлении и принятии учебных задач и заданий, использовании средств обучения, ежеминутного владения ситуацией урока.

Между тем, в большинстве современных учебных пособий для педагогических вузов вовсе отсутствует раздел педагогической техники. В научно-методической литературе, хотя и упоминается это понятие, имеются существенные разногласия по его трактовке. В ряде публикаций «педагогической техникой» обозначается чаще всего такой составной элемент педагогического мастерства, который выражает коммуникативное и речевое искусство педагога (например, «техника речи», «поведенческая техника»).

При таком понимании педагогическая техника не объясняется как целостность, сводится к отдельным элементам, которые усиливают те или иные способности и умения педагога, но не учитывают накопившийся арсенал приёмов и средств обучения, современных взглядов педагогов и психологов на образовательный процесс.

Между тем, ещё в 30-е годы XX столетия понятие «педагогическая техника» в Педагогической энциклопедии определялось как «совокупность приёмов и средств, направленных на чёткую и эффективную организацию учебных занятий». К педагогической технике было отнесено умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия. Именно такой подход позволит нам говорить о педагогическом мастерстве как о системе и будет способствовать технологизации урока.

Рассматривая образовательную технологию как обобщённое понятие, отражающее лишь схему, идеальную модель предстоящей деятельности обучения, мы убеждаемся, что конкретную технологию непосредственно в обучении наблюдать нельзя, её можно видеть через приёмы педагогической техники. Более того, успех технологии во многом зависит от уровня владения преподавателями приёмами этой техники.

Конструкция приём педагогической техники – педагогическая техника – образовательная технология обеспечивает высокую эффективность учебного процесса, где каждый из этапов рассчитан на прогнозируемый, научно обоснованный развивающий результат. Выбор и применение приёмов соотносятся с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя.

Овладение приёмами педагогической техники — одна из главных профессиональных задач каждого учителя. Знакомясь с описанием того или иного приёма, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы будут приёмами в повседневной работе. Но, вооружившись даже несколькими из них и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.

Можно в данном случае сравнить мастерское использование технологического приёма с «коронным» ударом боксёра или эффектным броском борца, которым атлеты владеют в совершенстве. Дождавшись своего часа, одним молниеносным движением они добиваются очередной яркой победы.

Какие приёмы использовать на различных этапах урока, как сочетать их, как дозировать нагрузку? В данном случае не может быть готовых ответов. Педагогу открываются возможности для творчества. Главное, чтобы используемые приёмы были освоены до автоматизма, а ученики были бы полноправными соучастниками вашего творчества.

Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники. В отличие от участников производственного процесса, диапазон деятельности учителя более широк. Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования нескольких частных техник.

Таким образом, педагогическое мастерство, педагогическая техника в широком смысле слова – это политехника.

Диалоговое общение учитель – ученик в рамках использования учителем приёмов педагогической техники будет успешнее, если учащиеся хорошо владеют определёнными умениями и навыками: высокопродуктивными техниками чтения, письма, счёта. Таким образом, современный учитель, прежде всего, обеспокоен не тем, что излагать и как подать готовые знания, а тем, как организовать познавательную деятельность учащихся.

Исходя из представления об учебной познавательной деятельности как целенаправленного информационного воздействия учителя и учеников, логично классифицировать приёмы педагогической техники по следующим основаниям:

  1. Приёмы по организации информационного взаимодействия, создания и поддержки единого информационного поля, эффективной обратной связи.

  2. Приёмы, направленные на развитие памяти и формирование репродуктивных знаний.

  3. Приёмы, направленные на применение учащимися полученных знаний, их трансформацию.

  4. Приёмы, направленные на творческое применение накопленных знаний, развитие способностей учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.