Данный приём мы можем отнести к технике репродукции знаний. Безусловно, каждый педагог-практик понимает, как важно сохранить накопившиеся у ученика знания, постоянно «освежать» их. Очень важно организовать эту репродукцию неординарно. Обыкновенные приёмы мнемотехники, ориентированные на технику индивидуального запоминания, вряд ли подойдут.
Эффективность приёма-дидактической игры АУКЦИОН заключается в том, что, как правило, репродукции подвергаются все элементы большого явления, события, блока информации. Мы совершаем определённый шаг к систематизации знаний.
АУКЦИОН
Задается тема. Учитель объявляет «аукцион». Пятёрку получает тот ученик, кто последним назовёт термин (имя, событие, географическое название и т.п.), связанный с данной темой.
Примеры.
ИСТОРИЯ. Объявляется тема «Петровская эпоха». Ученикам предлагается назвать все имена, связанные с эпохой Петра I. Во время проведения «аукциона» я беру с собой деревянный молоточек и выполняю, роль ведущего торги. Количество имен нарастает как снежный ком.
Математика. Назвать, какие бывают уравнения?
География. 1. Назвать столицы европейских государств. 2. Назвать субъекты Российской Федерации
Литература. 1. Назвать поэмы А.С. Пушкина. 2. Назвать персонажи определённого литературного произведения.
Физика. Перечислить виды электростанций.
Выигрывает не только ученик, получивший пятерку. Выигрывают все, в игровой форме повторившие в считанные минуты позабытые имена, термины, географические названия и т.д.
Некоторые рекомендации.
1. Игра должна проводиться в высоком темпе. Вспомните, как проводятся настоящие торги. Очень много зависит от ведущего — учителя. Речь должна быстрой, отрывистой. Не забудьте о счёте, как об одном из главных атрибутов аукциона.
2. Очень важны быстрые, лаконичные комментарии учителя-«аукциониста». Один ученик знает этот термин, другие забыли. И короткий, в несколько слов, комментарий учителя будет как нельзя кстати. Если ответ неправильный, отвергайте его быстро, не углубляйтесь в объяснения.
3. Вовсе не обязательно поощрять выигравшего отличной оценкой. Согласитесь, элемент случайности здесь неизбежен. Припасённая конфетка, открытка, книжечка в качестве приза будут не менее ценными.
аукционист Олег Пятницкий
4. Не забудьте об атрибутах. Игра должна быть игрой. Как-то видел этот приём в исполнении учительницы, которая просто хлопала в ладоши, забывала о счёте: «такой-то термин — раз…» И игра потерялась. Видно было, что дети не «втянулись» в игру. Поэтому позаботьтесь о молоточке. Его можно временно «позаимствовать» из домашней кухни. Работайте молотком, как аукционист.
5. И, конечно же, не затевайте эту игру, если вы сами плохо владеете материалом. В то же время, учитель еще раз подчеркнёт в глазах ребят свой профессионализм, если блестяще справится с «аукционом».
6. Думаю, понятно, что АУКЦИОН наиболее применим не просто на уроках повторения и закрепления материала, а при обобщении или повторении больших тем.
Отличная идея! Очень подойдет для обобщающих уроков английского языка… Спасибо