Данный приём может использоваться как самостоятельно, так и в контексте техники активно-продуктивного чтения. Очень важно, чтобы самостоятельная работа с учебником на уроке не превратилась в скучное и никому не нужное зазубривание.
Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи.
В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчеству учащихся. Прием «Составь задание» может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.
В начале учебного года мы с учениками учимся не только выполнять, но и составлять тесты. Мои ученики хорошо представляют себе, чем отличается альтернативный тест от теста на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.
Помимо теста, это может быть учебная задача по предмету или составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом.
Можно предложить ученикам самостоятельно придумать оригинальное задание.
Вот, к примеру, какое задание предложила одна из моих учениц:
Найди в череде букв 4 названия древнерусских городов.
ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПР
АГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУПГ
Я давно убедился, что для проектирования таких заданий ученик должен хорошо потрудиться. Это уже не просто беглое прочтение учебного текста. Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.
Весьма остроумно ребята составляют кроссворды. Это не просто вопросы «в лоб» на банальную репродукцию знаний.
Вот как, например, ученик сформулировал вопрос о князе Игоре:
Неудачная шутка с древлянами стоила ему жизни.
Как видим, в коротком задании, сформулированном повествовательным предложением, ученик включил целый сюжет, без знания и понимания которого отвечающий не найдёт правильного решения.
Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий.
Впоследствии учитель может использовать эти задания на уроках. В таком случае я всегда подписываю: «тест составлен учеником (ученицей) …», «кроссворд составлен …»
С появлением в школах компьютеров и, соответственно, электронных оболочек по составлению тестов, я стал поручать ребятам составлять тесты по определённым темам.
Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Напомню известную фразуА. Франса о том, что «учиться можно только весело… Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом». Вот такой «аппетит» приходит к ученикам, когда они работают над составлением учебных заданий.
Большое спасибо за примеры в каждой технике!