Встречаясь на курсах повышения квалификации со слушателями, спровоцировал ситуацию критики методов интерактивного обучения. Один из учителей-скептиков выразился следующим образом: «Учитель просто-напросто подменяет себя классом! То, что он не мог донести до ученика, он старается сделать через «группу товарищей». Неужели вы думаете, что они сделают это лучше?». Налицо несколько вульгарное представление о новизне интерактивного обучения.
Перед учителем, работающем в традиционной школе, но в то же время желающем работать по-новому, возникает немало проблем, иногда настолько серьезных, что после первых же попыток, он вновь возвращается к традиционным формам обучения. Иногда это связано с неприятием коллег-учителей:
«Что Вы мне все парты передвинули..?!», «После Вашего урока я никак детей собрать не могла!..»
В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение.
Оно проходит в формате СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТ . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы.
Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени.
Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.
Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.
С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. Но в то же время переложение интерактивных методов на конкретные учебные дисциплины имеет свою специфику.
Возникает необходимость описания конкретных приемов педагогической техники, которые были бы наиболее эффективны на уроках по данному предмету.
Действительно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется.
Он – не просто координатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт.
Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания.
И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск.