Опубликовано

  • 06.03.2011
  • в 12:15 ПП
  • Георгий

Четыре условия достижения результата в обучении

0


Мар6

zeli

Говоря о технологии целеполагания урока, необходимо четко и конкретно представлять себе не только и не столько средства обучения, но, прежде всего, четко сформулированные учебные  цели, и, соответственно, конкретные, зафиксированные результаты, которые легко поддают­ся анализу учителя, любого проверяющего, а также учеников, использующих достигнутые ими результаты как исходный материал для самоанализа.

Если учитель забудет поставить цель, то, естественно, он не будет искать средства их осуществления, а потому идея, которая могла быть заложена в цели, не появится в результатах. Требования учителей к самим себе и к учащимся в постановке целей должны быть максимально четкими и ясными.

В модели современного урока само качество его проведения в традиционном понимании не имеет большого значения и не рассматривается как  цель, поскольку  стратегической целью является организация познавательной деятельности, ориентированной на достижение четких, ясных для каждого ученика результатов.

Каждый участник образовательного процесса принимает участие в постановке замысла и цели: вместе со всеми решает, каким способом цель может быть реализована, выполняет определенную функцию в ряду других, таким образом выступая субъектом коллективной (совместной) дея­тельности.

Сама деятельность и ее результат становятся затем предметом совместной рефлексии, где и учитель, и ученики обращаются к прошлому опыту и учатся на его достижениях и ошибках, чтобы стать еще более умелыми и оснащенными для организации последующей совместной деятельности.

Цель — это описание поведения, которое должен продемонстрировать обучаемый, чтобы подтвердить свою компетентность в изучаемом вопросе. Цель описывает ожидаемый результат обучения, а не сам учебный процесс.

Учитель добьется ощутимого результата только тогда, когда он будет ясно осознавать, что же представляет из себя учебная деятельность и, прежде всего, для кого и для чего она предназначена.

Продуктом трудовой деятельности являются, как известно, предметы материальной культуры.

Продуктом творческой деятельности — музыкальные, литературные и т.п. произведения.

Результаты обучения должны быть также представлены продуктами учебной деятельности – реальными, конкретными, в достаточной степени подвергаемыми экспертизе, как в количественном, так и в качественном выражении.

Причем такими продуктами, которые доставляли бы моральное удовлетворение их непосредственным производителям: учителям и ученикам (!). Нет сомнения, что на данном этапе цели учителя и цели ученика должны совпадать.

Ясно осознаваемая и хорошо сформулированная цель – залог успеха учителя.

Цель обучения должна быть хорошо описана по ряду причин.

1. Прежде всего, это необходимо самому учителю для разработки содержания учебного материала, выбора методов, приемов педагогической техники, подбору источников, дидактических средств.


2. Без ясно представленных целей весьма сложно определить, добились ли обучаемые того, что от них требуется. Контрольные вопросы, упражнения и итоговые задания гораздо легче составить, если учитель ясно видит перед собой ожидаемые результаты.


3. Ясное описание целей обучения помогает ученику сконцентрировать внимание на существенных сторонах предлагаемого материала, сознательно направлять усилия на достижение этих целей в процессе обучения. Ясно описанные цели могут послужить мощным толчком для активизации познавательной деятельности учащихся.

Сообщить ученикам о целях обучения, значит – пригласить их к разговору на равных, проявить к ним уважение и разделить с ними ответственность за результаты учебной работы.


4. Нельзя распыляться при постановке целей урока. Значительное число учителей, работающих, как правило, в режиме какой-либо образовательной технологии, уже давно убедились в порочности так часто применяемого «комбинированного» урока, где присутствует и контроль знаний, и изучение нового материала, и закрепление пройденного, и т.п.

То есть за один урок учитель ставит перед собой и учениками целый ряд образовательных целей. Как правило, методисты такой урок хвалят за «плотность», «насыщенность», «хороший темп».

Однако

чем больше целей, тем сложнее обеспечить высокий результат урока, тем сложнее согласовывать и реализовывать поставленные цели.



Похожие статьи:

Оставьте ваш отзыв:
Четыре условия достижения результата в обучении

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.