Опубликовано

  • 30.06.2010
  • в 11:42 ПП
  • Георгий

Постановка учебных целей и задач на уроке

4


Июн30

Часто учителя недоумевают: так хорошо подготовился (подготовилась) к уроку: раздаточный материал, сценарий урока прописан до минуты! А урок не получился. Дети «плохо работали», не освоили новую порцию учебного материала.

Причина банальна: часто инертность ученика и даже нарушение им дисциплины начинается с того, что учитель недостаточно четко сформулировал перед ребятами, чем же они будут заниматься на уроке.

114114_image_largeРебенок может физически ощущать, как направленная на него цель приравнивает его к бездушному предмету, к вещи, функция которой — хорошо служить желаниям другого человека. Перед учеником как бы возникает выбор: овеществиться и безропотно выполнять задуманное учителем или показать «прорезающиеся зубки».

Поэтому перед учениками следует формулировать не учебные цели, а четкие и ориентированные на конкретный результат учебные задачи. Причем, вовсе не обязательно, чтобы педагогические задачи, которые поставил перед собой учитель, были транслированы ученикам.

Таким образом, учебные цели могут быть скрытыми и явными. Вовсе не обязательно формулировать перед учениками  те цели, которые учитель прописал для себя.

Практикум.

Пример 1.
Урок истории в 9-м (11-м) классе, посвященный советским реформам конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века. Накануне урока учитель был неуверен, насколько свободно ученики могут оперировать такими понятиями, как «революция», «эволюция», «реформа».

Класс был распределен не четыре микрогруппы. Каждой из групп были розданы уже распечатанные из энциклопедических словарей определения данных терминов. Помимо этого одна из групп получила два надутых шарика, другая – два куска шпагата с узлом посредине каждый, третья – два листа бумаги, четвертая – две палочки. Задания все группы получили одинаковые:

Подумайте, обсудите и покажите классу, как изменить форму одного предмета «революционным» путем, другого – «эволюционным» путем.

В чем достоинства и недостатки «революционного» и «эволюционного» преобразования предметов?

Благодаря «погружению» в данную проблему, ученики при выполнении учебных задач буквально «прочувствовали» своими руками тяжело воспринимаемые ими термины. Каждая из микрогрупп подробно прокомментировала достоинства и недостатки каждого из путей.

Ученики самостоятельно вышли на понимание революционного и эволюционного характера реформ, оценили характер индустриализации и коллективизации в СССР в указанный исторический период. Учитель добился поставленных перед собой педагогических целей: ученики не только знали определение указанных историко-философских терминов, но и могли дать собственную оценку историческим событиям.

Пример 2.
Вспомните весьма любопытный эпизод из фильма Г. Данелия «Джентльмены удачи», когда герой А. Леонова, будучи заведующим детским садиком «отменил» завтрак и предложил малышам «отправиться» в космическое путешествие.

Задача для детей была представлена в скрытой, игровой форме: «заправиться». В результате воспитатели добились своеей цели: дети с аппетитом поели.

Чем выше мотивация учащихся, тем проще предлагать им учебные задачи. К примеру, модульно-блочные технологии, в которых заложен задачный подход, благодарно принимаются учащимися, заинтересованными в глубоких знаниях.

И, наоборот, чем сложнее педагогическая ситуация, тем внешне привлекательнее должны быть явные ученические цели и задачи и тем чаще учитель будет преследовать скрытые учебные задачи.

Использованное фото


Похожие статьи:


Отзывы:
Постановка учебных целей и задач на уроке

  1. Ольга:

    Очень удачно подобраны примеры. Логично, точно и не так сложно. Спасибо

  2. Нами:

    Пример с революцией и эволюцией нужно добавить в учебники или суперкопилку примеров.

  3. МАРИЯ:

    очень доступно и понятно, столько примеров можно взять из жизни, спасибо!

  4. Наталья:

    Практикоориентированный материал, спасибо коллеги, интересно, полезно. Приведенные примеры соответствуют психофизиологическим законам развития человека, в процессе познания включена моторика, моторная память гораздо выше интеллектуальной. СПАСИБО

Оставьте ваш отзыв:
Постановка учебных целей и задач на уроке

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.