Техника обратной связи. Рейтинг-лист

Рейтинговая технология пришла в школу из вузов, где она успешно применяется ряд лет. Необходимость системати­ческого и тщательно спланированного контроля особенно ощущается в старших классах, когда по ряду предметов вместо четвертных оценок появляются полугодовые. Многие ученики считают, что есть возможность «расслабиться», а затем, ближе к концу полуго­дия, «напрячься» и исправить свои плохие оценки.

Одна из форм повышения эффективности текущего контроля – рейтинг. Начиная учебный год в 10-м классе, я объявлял ученикам, что будет оцениваться любой вид их дея­тельности: устные ответы, составление кроссвордов, тестов, вопросов для разминки, подготовка рефератов, участие в классных викторинах, школьных и региональных олим­пиадах, помощь в проведении предметных вечеров, а также обязательное знание базовых вопросов.

Знакомил их с требо­ваниями по каждому из видов учебной деятельности. Набрав­ший необходимое количество баллов освобождается от зачета по теме или в конце полугодия от зачета по ряду тем.

Перед началом изучения каждой новой темы объявляю, какое количество баллов необходимо набрать, чтобы получить оценку «5», «4» и т.д. Как вычислить сумму баллов? Проще всего по «идеалу». В принципе мы хотим, чтобы по каждому из уроков ученик имел отличную оценку. Умножаем количество уроков данной темы на 5.

Это будет необходимый минимум для отличной оценки. На оценку «4» убавляем 3-4 балла, на оценку «3» еще 2-3 балла в зависимости от количества уроков по теме.

В классе вывешен рейтинг-лист, куда заносятся результаты работы каждого ученика по всем видам учебной деятельности. Опыт показывает, что ученическая мысль постоянно ищет более легких путей, поэтому учитель вовремя должен реагировать и принимать меры.

Лучше всего предусмотреть заранее все ученические «хитрости» и не менять внезапно условия рейтин­гового контроля. Предупреждаю ребят сразу, что по данной теме ученик может сдать не более одного кроссворда, одного рефе­рата и т.д. Это избавит нас от однобокости в оценивании учебной деятельности.

Вот как выглядит рейтинг-лист.

reiting

Чем разнообразнее работа, тем более объективной является оценка.

Ученик демонстрирует продукты своей ученической деятельности.

Он не работает ради оценки.

Одарённые по нашему предмету дети должны всячески поощряться. Как-то раз столкнулся с парадоксальной ситуацией в нашем городе. Ученица стала победительницей краевой олимпиады по истории, но учитель поставил этой действительно талантливой девочке годовую оценку «4».

Аргументы, что девочка  имела среди текущих оценок больше четвёрок, нежели пятёрок, меня не убедили. Давайте подумаем, к чему мы сводим выставление четвертных и годовых оценок?

Представим типичную ситуацию. Ученик получил «2» на одном из уроков. На следующих уроках он тянет руку, хочет исправить двойку. Но как он её исправляет? Как правило, полученной хорошей оценкой по следующей теме урока.

Но как он не знал учебного материала, за который он получил соответствующую двойку, так и не будет знать. Как результат, мы выставляем итоговые оценки за отрывочные, бессистемные знания.

Из практики хочу описать некоторые собственные наблюдения. Ученики в условиях рейтинга, как правило, уже не стремятся получить единичный высокий результат, а стремятся набрать максимально большее количество баллов.

Хотя не один раз случалось, что «сильные ученики» вдруг набирали небольшое количество баллов и претендовали на низкую итоговую оценку. Причин может быть много, как объективных, так и субъективных.

Таким учащимся предоставляется право сдать зачёт по данной теме. Как правило, они с этим успешно справляются. Таким образом, рейтинг позволяет нам всесторонне проследить учебную деятельность учащихся и добиться качественных итоговых результатов.

Не зря модульная, модульно-блочная технологии, технология программирования и некоторые другие называют технологиями полного усвоения.

Один комментарий к “Техника обратной связи. Рейтинг-лист

  1. Анна говорит:

    Добрый день.
    А что подразумевается под реше6ием «исторических задач»?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.