Приём педагогической техники СЖАТАЯ ИНФОРМАЦИЯ (резюме)

pruzina

Приём педагогической техники «Сжатая информация» или «Резюме» является составной частью техники сжатия учебной информации. Он может использоваться учителем и самостоятельно.

Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф, данный фрагмент учебной информации.

В отличие от приёма Дай определение, РЕЗЮМЕ имеет повествовательный характер, но требует максимальной краткости.

Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное.

Лаконичности надо учиться.

И самое важное.

Сжатие информации должно обязательно предполагать возможность ее расширения, стать трамплином для размышлений, углубления представления о чем-либо, получения новых знаний.

То есть “временная консервация” обязательно предполагает дальнейшие различные операции с определённым блоком информации. В течение учебного процесса необходим многократный возврат к «расширенному варианту».

Лишь в этом случае не будет каких-то искажений в “расшифровке”, ложных трактований.

Иначе неизбежны серьёзные ошибки, нелепые курьёзы.

Яркой иллюстрацией к формальному сжатию информации является изображение швейцарского художника Урсуса Верли (справа), который  “упорядочил” картину известного сюрреалиста бельгийца Рене Магритта.


Rene

У. Верли в своей изо-шутке провел своего рода «формализацию» увиденного по внешним признакам. Как видим, в итоге исказился смысл изображения. А если подходить к оценке этого произведения, то оно приобрело собственный смысл.

Неверное сжатие информации может полностью исказить первоначальный смысл.

В своё время в Интернете приводился ряд примеров старых пословиц, которые дошли до нас в «урезанном» (неправильно сжатом) виде. В итоге потерялось их первоначальное значение.

Старый конь борозды не портит… Мы произносим это с гордостью и уважением. Однако продолжение да мелко пашет кардинально меняет смысл пословицы.

Два сапога пара… да оба на одну ногу

В семье не без урода…, а из-за урода все не в угоду.

От работы кони дохнут…, а люди — крепнут.

Подробности можно посмотреть в одной из коллекций усеченных пословиц.

В отличие от приёма Дай определение учитель увидит гораздо больше различий в Резюме различных учеников по одному и тому же сюжету. Особенно это бросается в глаза, если предложить сжать определенную порцию учебного материала без названия научной статьи, какого-либо произведения.

В таком случае перед учениками нет какой-либо заданности. Каждый составляет свой алгоритм сжатия полученной информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.