Приём педагогической техники «Сжатая информация» или «Резюме» является составной частью техники сжатия учебной информации. Он может использоваться учителем и самостоятельно.
Резюме, как известно, это краткое изложение чего-либо. Ученикам предлагается несколькими предложениями описать событие или явление, рассказать или написать одним абзацем, о чём данный параграф, данный фрагмент учебной информации.
В отличие от приёма Дай определение, РЕЗЮМЕ имеет повествовательный характер, но требует максимальной краткости.
Порой очень непросто одной фразой изложить суть, самое главное.
Лаконичности надо учиться.
И самое важное.
Сжатие информации должно обязательно предполагать возможность ее расширения, стать трамплином для размышлений, углубления представления о чем-либо, получения новых знаний.
То есть “временная консервация” обязательно предполагает дальнейшие различные операции с определённым блоком информации. В течение учебного процесса необходим многократный возврат к «расширенному варианту».
Лишь в этом случае не будет каких-то искажений в “расшифровке”, ложных трактований.
Иначе неизбежны серьёзные ошибки, нелепые курьёзы.
Яркой иллюстрацией к формальному сжатию информации является изображение швейцарского художника Урсуса Верли (справа), который “упорядочил” картину известного сюрреалиста бельгийца Рене Магритта.
У. Верли в своей изо-шутке провел своего рода «формализацию» увиденного по внешним признакам. Как видим, в итоге исказился смысл изображения. А если подходить к оценке этого произведения, то оно приобрело собственный смысл.
Неверное сжатие информации может полностью исказить первоначальный смысл.
В своё время в Интернете приводился ряд примеров старых пословиц, которые дошли до нас в «урезанном» (неправильно сжатом) виде. В итоге потерялось их первоначальное значение.
Старый конь борозды не портит… Мы произносим это с гордостью и уважением. Однако продолжение … да мелко пашет кардинально меняет смысл пословицы.
Два сапога пара… да оба на одну ногу
В семье не без урода…, а из-за урода все не в угоду.
От работы кони дохнут…, а люди — крепнут.
Подробности можно посмотреть в одной из коллекций усеченных пословиц.
В отличие от приёма Дай определение учитель увидит гораздо больше различий в Резюме различных учеников по одному и тому же сюжету. Особенно это бросается в глаза, если предложить сжать определенную порцию учебного материала без названия научной статьи, какого-либо произведения.
В таком случае перед учениками нет какой-либо заданности. Каждый составляет свой алгоритм сжатия полученной информации.