Как подготовить эффективный ЭПИГРАФ УРОКА

epigraf

Прием педагогической техники ЭПИГРАФ УРОКА описан в ряде методических пособий. Он довольно часто используется в педагогической практике. Однако я обратил внимание, что, чаще всего, используемый прием используется непродуктивно. Напомним, что суть приема заключается в следующем:

Учитель пишет на доске, зачитывает или вывешивает на плакате эпиграф урока: крылатое выражение, афоризм, отрывок из стихов. Важно, чтобы эти слова были запоминающимися, задающими тон всему уроку.

Какие ошибки может допустить учитель, использующий данный приём?

1. Учитель убирает ЭПИГРАФ из зоны внимания учеников.

Между тем важно, чтобы в ходе урока ученики сами мыслен­но, раз за разом, возвращались к нему. Поэтому необходимо оставить строки эпиграфа в углу доски или на отдельном плакате, на слайде.

2. Чаще всего не стоит акцентировать внимание учеников на ЭПИГРАФ.

Они могут прийти к его глубокому смыслу лишь в конце урока, а может быть и после него. Часто глубокие мысли великих осознаются на определенной временной дистанции. Тогда, когда ученик остается наедине, и ему не мешает коллективный информационный фон класса.

Как-то, заканчивая урок, я обратил внимание на то, что многие ученики после звонка не торопились уходить на перемену, а старательно выпи­сывали в тетрадь понравившиеся им строки. Значит воспита­тельная цель эпиграфа была достигнута.

3. Вовсе не обязательно подбирать ЭПИГРАФ, строго соответствующий теме и целям урока.

Мысли великих всегда остаются надолго. Они мобилизуют критически мыслящую личность.

Помню, когда начал внедрять свою технологию модульно-редуктивного обучения, то разместил рядом с доской на ватмане известные стихи:

Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам.
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты.
Где куются ключи к твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе.
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой.

Мне хотелось настроить ребят не только на самостоятельную работу. Важно было, чтобы учащиеся понимали, что в их будущей жизни далеко не все будет зависеть от кошелька родителей, от пресловутых связей и т.д. Что многое зависит от них самих.

Спустя некоторое время, собрал рабочие тетради для проверки. И вдруг заметил, что стихи многими были записаны, даже выделены особо. Хотя я на этом не настаивал.

4. При использовании ЭПИГРАФА не учитываются возрастные особенности учащихся.

Не следует злоупотреблять назидательным тоном. Он вызывает сопротивление ребят. Психология класса отличается от психологии отдельного ученика. И, к сожалению, эмоциональный фон в классе часто не способствует положительному восприятию идей ЭПИГРАФА.

5. Учитель не использует современные средства визуализации информации.

Эпиграфом могут быть не только строки. Это может быть небольшой, но впечатляющий видеоролик. В таком случае ЭПИГРАФ будет перекликаться с КОММУНИКАТИВНОЙ АТАКОЙ. Цель эпиграфа — не только отразить суть, лейтмотив урока, но и мобилизовать ученика, привлечь его внимание, усилить его мотивацию.

Ну и, конечно, не стоит злоупотреблять этим приемом. Иначе притупится восприятие. Не состоится эмоциональная встряска, на которую мы надеемся, используя ЭПИГРАФ УРОКА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.