Не только предъявление текста на экране, но и работа с текстами учебников требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика.
Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома.
Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Попробуйте прочитать приводимый ниже отрывок (он демонстрировался в предыдущей статье сайта)
По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.
Ну что, справились с заданием? Уверен, без особых проблем. Но в данном случае это не только размещённый в Интернете тест на узнавание текста, но и серьёзный научный вывод, который нельзя проигнорировать:
По результатам исследований одного английского университета, не имеет значения, в каком порядке расположены буквы в слове. Главное, чтобы первая и последняя буквы были на месте. Остальные буквы могут следовать в полном беспорядке, все равно текст читается без проблем. Причиной этого является то, что мы не читаем каждую букву по отдельности, а всё слово целиком.
Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?
Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст.
Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.
Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.
И в традиционной форме организация самостоятельной работы с учебником губительна и бессмысленна.
Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах.
Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы учащиеся не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения.
С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.
Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?
Отсроченная отгадка
В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
Подробнее в статье «Приём педагогической техники ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА»
Оценка текста
Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:
Подробнее о приёме ОЦЕНКА ТЕКСТА.
Задай вопрос
С чего начинается осмысление учеником учебного материала?
— Когда он задает себе вопросы: «Что это…?» «Почему…?», «Зачем это мне нужно…?» и т.п.
Подробнее о приёме ЗАДАЙ ВОПРОС.
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики «приподнимаются» над учебным материалом, выполняют «роль учителя», конструируя учебные задачи.
Подробнее в статье о приёме СОСТАВЬ ЗАДАНИЕ.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик.
Подробности в статье Кубик Блума как приём педагогической техники
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
подробнее о приёме АНАЛИТИК.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвал бы ещё «пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже.
Подробнее о приёме ДРАМОГЕРМЕНЕВТИКА.
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления.
Подробнее о приёме ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ.
Простое человеческое спасибо, хоть что-то стало понятнее.
Здравствуйте, Георгий Осипович!
Как нельзя более кстати пришлась статья о работе с информацией. В огромном информационном пространстве дидактических статей, применимых к школьной практике, не так уж и много. Спасибо за то, что методики и техники есть на Вашем блоге. Могу поделиться своими наработками — рекомендациями по написанию части 3 по русскому языку (сочинение-рассуждение), а также разработанными заданиями к текстам изложений для учащихся 9-х классов. С уважением, Л.Батаева
Жду Ваши материалы для публикации.
Предлагаю поместить материал:
«Шапка вопросов» на уроке литературы: Два учительских подхода — традиционный и социо-игровой — к работе с текстом романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (А.П.Ершова, В.М.Букатов)
Материал помещён на сайте: http://openlesson.ru/?p=859
Планирую Вашу статью «Техника акт.-прод. чтения…» разместить на своём сайте (полностью или конспект-выборку). Вы не против?..
ВячБУК
Здравствуйте, Вячеслав Михайлович! Я не возражаю против размещения моего материала на Вашем сайте (со ссылкой на http://didaktor.ru). Что касается «Шапки вопросов», при всей привлекательности материала, хотелось бы НАДПРЕДМЕТНОГО описания технологии.
С уважением Георгий Осипович.
отличный материал! очень понравилось! захотелось все попробовать и начать использовать. я учитель иностранных языков. на любом уроке ин.яза большое внимание оказывается чтению и работе с текстами. дети не особенно любят этот тип заданий. думаю, что с применением вышеизложенных приемов дела пойдут веселее!
спасибо!очень близко с принципами школы2100
Век живи-век учись! Спасибо за статью!
Классно,хорошие подходы,приёмы.Можно и в начальной школе применять.Всё понятно и интересно.
Работаю в начальной школе по ОС «Школа 2100», приёмы понравились, буду использовать. Спасибо!
Спасибо большое!!!
Готовясь к педсовеу по …»метапредметным читательским компетенциям..»))), случайно забрела на Ваш сайт. Здесь то, что называется «словам тесно, мыслям просторно» Мне понравилось. Спасибо.Уже подписалась на рассылку.
Огромное спасибо, как все стало сразу понятным и доступным, обязательно буду использовать, творческих Вам успехов и новых идей.
Огромное спасибо за полный материал! Ранее многое было известно, но именно инструкция к каждой технике и её практическая составляющая позволили расширить и углубить знания в данной области.