Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке

Постановка учебных и воспитательных задач требует от учителя изобретательности и разработки не только количественных,  но и качественных критериев оценки их решения, большого эмоционального напряжения при проведении урока, поиска технологических приемов для создания максимально комфортного для учащихся эмоционального фона учебного занятия.  Именно здесь проверяется профессиональная пригодность педагога.

Учитель — это своего рода шоумен, который умело управляет своими эмоциями и эмоциями учеников, не допускает стрессовых ситуаций на уроке.

Он умеет быстро распознать по каким-то, иногда неуловимым, внешним признакам, настроение ребят.

Сам умело использует мимику своего лица, чтобы изобразить удивление, недоумение, возмущение. И здесь тоже важно, чтобы ученики при необходимости  могли быстро распознать настроение учителя.

Учитель должен умело переключать виды эмоций учеников. На уроке не должен доминировать один тип эмоций. Однонаправленность эмоций притупляет чувства учеников, их реакцию на предлагаемую учителем ситуацию.

Учитель всегда сталкивается с проблемой создания адекватной эмоциональной атмосферы, способствующей наиболее эффективному восприятию учебного материала. От степени решения данной проблемы во многом зависит его профессионализм.

В стрессовых ситуациях очень важно, чтобы учитель контролировал свои эмоции. Иногда ученики умышленно начинают провоцировать учителя к агрессии. В такой ситуации наиболее эффективным будет не ожидаемое действие.

Этот пример мне рассказала одна учительница средних лет.

Она обратила внимание, что каждый раз, когда шла по коридору мимо небольшой группы старшеклассников, вслед слышались бранные слова. Не в её адрес, но всё же умышленно, чтобы она слышала. Конечно, этого нельзя было оставить без внимания. Так повторялось несколько раз, пока учительница не убедилась, кто из мальчишек устроил такую браваду.

В очередной раз, пройдя мимо и услышав очередную порцию бранных слов, она резко повернулась, взяла за руку этого ученика и завела в пустой класс. Что было дальше?

Не поверите!

Учительница, не отпуская руку ученика, бросила несколько хлёстких словечек на грани дозволенного. Затем отпустила его. С тех пор никаких бранных слов от него не слышала. А на уроках не только сидел нормально, но и учиться стал лучше.

Необходимо стремиться доводить эмоциональный выплеск до логического конца: оценку, нравственный выбор учеником увиденного и услышанного.

Несколько лет назад ко мне подошла пожилая учительница начальных классов с просьбой: «Нет ли у Вас какого-нибудь ролика о любви к животным? Раньше как-то легче было воспитывать детей этому. Я просто брала книжку Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».


Дети буквально плакали на уроке. А сейчас дети жестче стали: в собак камнями  кидают, кошек за хвосты дёргают…»

pohogИ тут я вспомнил о замечательной подборке фотографий людей и животных из Интернета. Мы подготовили небольшой ролик под названием «Мы с тобою так похожи».

Мощный эмоциональный нажим помог. Учительница после демонстрации ролика на уроке дала задание на дом написать небольшие сочинения о своих домашних животных. И дети открылись по-другому.

Известно, что отношение ученика к учителю переносится на преподаваемый им предмет. Отсюда необходимость завоевать уважение детей, быть в их глазах авторитетным, интересным человеком. Речь идет не о заигрывании или попустительстве, а о настоящем полноценном авторитете.

Ushakov_2В последнее время почему-то все больше говорится о гигантских финансовых вложениях в образование. Но вряд ли они принесут результат, если центральная фигура образовательного процесса — учитель будет плохим профессионалом. К.М. Ушаков еще два года назад, анализируя выводы консалтинговой компании МакКинси, заметил:

  • Не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребёнка  в школе, между количеством детей в классе и качеством (результатами) обучения.
  • Установлено, что единственный параметр, который определяет успехи школьников и от которого зависит качество образования, — это уровень взаимодействия учителя и ученика на уроке, что, в свой черед, зависит от квалификации педагога. Отсюда следует важный вывод: образовательная система не может быть лучше учителей, которые её составляют. К.М. Ушаков. Парадоксы МакКинси.//Директор школы. 2008, № 6. С.6

Комментарии к “Техника педагогического общения: управление эмоциями на уроке

  1. Батаева Лариса говорит:

    Управление своим стрессом и стрессом ученика — важнейшая составляющая урока. Из наших исследований (анкетирования) следует, что почти 60% учителей «не в ладах» со своими эмоциями, а как ими управлять — не обучены. Мне кажется, в наше время, когда многие учителя на грани срывов, нужны видеоуроки по педагогическим тактикам. Если это возможно…

    • georgii говорит:

      Здравствуйте, Лариса! Действительно, учителям необходимо помогать гораздо эффективнее, чем делается сейчас. С удовольствием разместил бы Ваши материалы исследований или ссылку на них, если он опубликованы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.