Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям, откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае — приемы педагогической техники) мало.
Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале (извините за жесткое сравнение учащихся с материалом), подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата.
То есть мы говорим об используемой педагогической технике как о совокупности приемов, знаний, целенаправленной деятельности. Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приемов педагогической техники.
В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве лишь одной или несколькими операциями, диапазон деятельности учителя достаточно широк.
Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник.
Таким образом, педагогическое мастерство, педагогическая техника в широком смысле слова — это своего рода ПОЛИТЕХНИКА. Учитель — многостаночник, универсал. В этом его плюсы и минусы.
Очень часто и много говоря о развивающем обучении, мы несколько умаляем первый закономерный этап репродукции знаний, запоминания той базы, той основы, которая и даст нам возможность развивать способности детей, их творчество, ставить перед ними проблемные и исследовательские задачи.
Чем чаще и эффективнее учитель упражняется с учениками по базисным знаниям, тем более продуктивной будет затем работа на других этапах познавательной деятельности.
Техника репродукции знаний основывается на приёмах мнемотехники.
Мнемоника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
И очень важно, чтобы этот процесс не превратился в зубрёжку, а проходил на высокой эмоциональной волне, чаще всего, в игровой форме. В арсенале каждого учителя много таких приёмов по развитию предметной памяти.
Вот несколько из них.
О приёме СОРБОНКА уже упоминалось. Есть любопытное продолжение этого приёма:
приём ПОДБЕРИ ПАРУ. Вопросы и ответы оформляются на разных карточках. Ученик должен подобрать правильные пары вопросов и ответов. Возможен и мультимедийный вариант этого приёма.
Мультимедийный вариант приёма ПОДБЕРИ ПАРУ.
«АУКЦИОН»
Задается тема. Учитель объявляет «аукцион». Пятерку получает тот ученик, кто последним назовет термин (имя, событие, географическое название и т.п.), связанный с данной темой.
Пример. ИСТОРИЯ. Объявляется тема «Петровская эпоха». Начинается аукцион имен. Во время проведения «аукциона» я беру с собой деревянный молоточек и выполняю, роль ведущего торги. Количество имен нарастает как снежный ком.
Выигрывает не только ученик, получивший пятерку. Выигрывают все, в игровой форме повторившие в считанные минуты позабытые имена Таким же способом проводится аукцион дат, терминов.
Подробнее о приёме-дидактической игре АУКЦИОН
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РИНГ
В этом соревновании побеждает тот, кто «умеет держать удар», а переходя с боксерской терминологии, — тот, кто 5 раз безошибочно ответит на вопросы ведущего. Вместо вопросов может быть устный счет, перечисление правил, примеров.
Разумеется, вопросы должны быть репродуктивного характера, требующие быстрого однозначного ответа. В то же время вопросы рекомендуется, по возможности, формулировать в остроумной, шутливой форме. К примеру, о князе Игоре можно задать вопрос не «в лоб», а например: «Неудачная шутка с древлянами стоила ему жизни».
В данном случае мы уже забрасываем небольшой мостик от простой репродукции знаний к уровню понимания.
«БАРАНЬЯ ГОЛОВА»
Классу предлагается тема. Первый ученик называет термин, второй — предыдущий и свой, третий — оба предыдущих и свой и т.д. Автор этого приема Я.А. Каменский предлагает следующее условие: ученик, не справившийся с заданием, должен сказать о себе: «Баранья голова». На мой взгляд, намного корректнее будет изменить концовку.
«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»
Небольшая дидактическая игра. Учитель называет числа, предметы, вещества и т.п. Ученики должны хлопнуть в ладоши при произнесении необходимого слова. Например, учитель математики перечисляет числа, а дети хлопают в ладоши каждый раз, когда произносится число, кратное пяти.
Учитель химии называет вещества, а хлопок в ладоши раздается, когда вещество является карбонатом.
На уроке русского языка, например, — хлопать в ладоши при названии глаголов первого спряжения.
На истории — при перечислении имен, связанных с каким-либо событием.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить опираясь на ранее изученный материал; с беглого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.
Для данного приёма целесообразно мультимедийное сопровождение. Высокий темп интеллектуальной разминки не всегда позволяет всем ученикам подключиться к ней.
Подробности в статье Приём педагогической техники ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.
Мы коснулись лишь нескольких приёмов. Их довольно много. Значительная часть приёмов запоминания характерна лишь для той или иной предметной области, и сложна для заимствования. Другие приёмы универсальны.
Внимательно ознакомилась с технологическими приемами. Многие адаптировала к своему предмету (географии). Правда, целый месяц работала с сорбонками, пытяясь понять технологию их изготовления.Ничего не получилось. А теперь уж сильно запал в душу прием Подбери пару.Но я не поняла изготовление сорбонки, а без этого Подбери пару не сделаешь. Авторам этих приемов желаю творческих успехов.