Опубликовано

  • 19.12.2010
  • в 11:06 ДП
  • Георгий

Техника репродукции знаний

1


Дек19

pamatГоворя о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям, откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае — приемы педагогической техники) мало.

Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале (извините за жесткое сравнение учащихся с материалом), подвер­гаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата.

То есть мы говорим об используемой педагогической технике как о совокупности приемов, знаний, целенаправленной деятельности. Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приемов педагогической техники.

В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве лишь одной или несколькими операциями, диапазон деятельности учителя достаточно широк.

Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использова­ния не только одной, а сразу нескольких частных техник.

Таким образом, педагогическое мастерство, педагогическая техника в широком смысле слова — это своего рода ПОЛИТЕХНИКА. Учитель — многостаночник, универсал. В этом его плюсы и минусы.

Очень часто и много говоря о развивающем обучении, мы несколько умаляем первый закономерный этап репродукции знаний, запоминания той базы, той основы, которая и даст нам возможность развивать способности детей, их творчество, ставить перед ними проблемные и исследовательские задачи.

Чем чаще  и эффективнее учитель упражняется с учениками по базисным знаниям, тем более продуктивной будет затем работа на других этапах познавательной деятельности.

Техника репродукции знаний основывается на приёмах мнемотехники.

Мнемоника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания), мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

И очень важно, чтобы этот процесс не превратился в зубрёжку, а проходил на высокой эмоциональной волне, чаще всего, в игровой форме. В арсенале каждого учителя много таких приёмов по развитию предметной памяти.

Вот несколько из них.

О приёме СОРБОНКА уже упоминалось. Есть любопытное продолжение этого приёма:

paraприём ПОДБЕРИ ПАРУ. Вопросы и ответы оформляются на разных карточках. Ученик должен подобрать правильные пары вопросов и ответов. Возможен и мультимедийный вариант этого приёма.

Мультимедийный вариант приёма ПОДБЕРИ ПАРУ.

«АУКЦИОН»

Задается тема. Учитель объявляет «аукцион». Пятерку по­лучает тот ученик, кто последним назовет термин (имя, со­бытие, географическое название и т.п.), связанный с данной темой.

Пример. ИСТОРИЯ. Объявляется тема «Петровская эпо­ха». Начинается аукцион имен. Во время проведения «аукцио­на» я беру с собой деревянный молоточек и выполняю, роль ведущего торги. Количество имен нарастает как снежный ком.

Выигрывает не только ученик, получивший пятерку. Выиг­рывают все, в игровой форме повторившие в считанные ми­нуты позабытые имена Таким же способом проводится аук­цион дат, терминов.

Подробнее о приёме-дидактической игре АУКЦИОН

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РИНГ

В этом соревновании побеждает тот, кто «умеет держать удар», а переходя с боксерской терминологии, — тот, кто 5 раз безошибочно ответит на вопросы ведущего. Вместо вопросов может быть устный счет, перечисление правил, примеров.

Разумеется, вопросы должны быть репродуктивного характе­ра, требующие быстрого однозначного ответа. В то же время вопросы рекомендуется, по возможности, формулировать в остроумной, шутливой форме. К примеру, о князе Игоре можно задать вопрос не «в лоб», а например: «Неудачная шутка с древлянами стоила ему жизни».

В данном случае мы уже забрасываем небольшой мостик от простой репродукции знаний к уровню понимания.

«БАРАНЬЯ ГОЛОВА»

Классу предлагается тема. Первый ученик называет термин, второй — предыдущий и свой, третий — оба предыдущих и свой и т.д. Автор этого приема Я.А. Каменский предлагает следую­щее условие: ученик, не справившийся с заданием, должен сказать о себе: «Баранья голова». На мой взгляд, намного корректнее будет изменить концовку.

«ХЛОПНИ В ЛАДОШИ»

Небольшая дидактическая игра. Учитель называет числа, предметы, вещества и т.п. Ученики должны хлопнуть в ладо­ши при произнесении необходимого слова. Например, учитель математики перечисляет числа, а дети хлопают в ладоши каж­дый раз, когда произносится число, кратное пяти.

Учитель химии называет вещества, а хлопок в ладоши раздается, когда вещество является карбонатом.

На уроке русского языка, например, — хлопать в ладоши при названии глаголов первого спряжения.

На истории — при перечислении имен, связанных с каким-либо событием.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

«Вхождение в урок» начинается с одной или нескольких небольших, остроумных задачек, загадок, которую ученики могут решить опираясь на ранее изученный материал; с бег­лого опроса определений, понятий, терминов, дат, устного счета, решения легких примеров и т.д., то есть всего того, что требует краткого, быстрого ответа.

Для данного приёма целесообразно мультимедийное сопровождение. Высокий темп интеллектуальной разминки не всегда позволяет всем ученикам подключиться к ней.

Подробности в статье Приём педагогической техники ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА.

Мы коснулись лишь нескольких приёмов. Их довольно много. Значительная часть приёмов запоминания характерна лишь для той или иной предметной области, и сложна для заимствования. Другие приёмы универсальны.


Похожие статьи:


Отзывы:
Техника репродукции знаний

  1. Галина:

    Внимательно ознакомилась с технологическими приемами. Многие адаптировала к своему предмету (географии). Правда, целый месяц работала с сорбонками, пытяясь понять технологию их изготовления.Ничего не получилось. А теперь уж сильно запал в душу прием Подбери пару.Но я не поняла изготовление сорбонки, а без этого Подбери пару не сделаешь. Авторам этих приемов желаю творческих успехов.

Оставьте ваш отзыв:
Техника репродукции знаний

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.