Интерактивная таксономия учебных целей и задач

titul

Постановка учебных целей и задач, достижение реальных учебных результатов, является одним из важнейших показателей профессионализма педагога. К сожалению, погоня за новомодными обучающими семинарами и курсами по ЕГЭ и ФГОСам зачастую тормозит рост педагогического мастерства.

Причина в том, что учителей на подобных мероприятиях часто учат не КАК ЛУЧШЕ УЧИТЬ, а КАК ЛУЧШЕ УСВОИТЬ НОВУЮ ПСЕВДОПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕРМИНОЛОГИЮ.

Учитель, умеющий грамотно сформулировать учебные цели и задачи, продумать пути их достижения, добивается больших результатов.

Вашему вниманию предлагается интерактивная таксономия учебных целей и задач. Я решил в одной разработке объединить ряд публикаций, посвящённых этой важнейшей теме. Интерактивная таксономия составлена на основе известной таксономии учебных целей Бенджамина Блума.

Ряд типов учебных задач заимствован из известной работы чешского педагога Даны Толлингеровой.

Примеры учебных задач я нашёл в книге М.Е. Бершадского и В.В. Гузеева. Дидактические и психологические основания образовательной технологии (М.,2003).

И, разумеется, собственно авторские находки в инвентаризации типов учебных задач.

Цель разработки — помочь учителю в грамотном целеполагании учебных занятий, составлению алгоритма учебных задач от простейших до наиболее сложных.

Пользоваться ИНТЕРАКТИВНОЙ ТАКСОНОМИЕЙ довольно просто.


(посмотреть в отдельном окне)

На первом слайде-меню представлена иерархия учебных целей. Гиперссылкой переходите на описание уровня учебных целей. Следующая гиперссылка даёт разъяснения о типологии учебных задач данного уровня целеполагания. Следующая ссылка — примеры постановки учебных задач определённого уровня.

В любой момент вы можете вернуться к «лестнице» учебных целей по этому значку:

meniu

Надеюсь, данная разработка будет хорошим помощником учителю в оперативном целеполагании урока.

Комментарии к “Интерактивная таксономия учебных целей и задач

  1. Алла говорит:

    Спасибо огромное за разработку. Это то, что я уже на протяжении многих лет обдумывала. А Вы так грамотно оформили. Спасибо еще раз!

  2. Елена говорит:

    Спасибо, Георгий Осипович. Как всегда, невероятно элегантно. А главное — полезно.

  3. galina говорит:

    Спасибо большое! Все очень четко, логично, понятно. И очень полезно.
    Самое трудное и важное в нашей работе — это постановка учебных целей и задач. И, к сожалению, пока так мало реальных результатов в обучении наших детей.

  4. Ольга говорит:

    Спасибо, уважаемый Георгий Осипович! Папка «Дидактор» на моём рабочем столе пополнилась ещё одним замечательным файлом. Регулярно перечитываю Ваши советы, часто использую в работе, знакомлю коллег в школе!

  5. Ольга говорит:

    Огромное спасибо. Ваши статьи мною прочитываются в первую очередь. Таксономией Блума и ее интерпретацией Беспалько пользуюсь. Ваша подача проста в использовании, удобна и незаменима для учителя в том смысле, что не нужно перелистывать несколько документов, чтобы четко сформулировать необходимое.

  6. Котельникова Наталья говорит:

    Отлично! Вы так щедро делитесь своими знаниями! Спасибо!

  7. Наталья говорит:

    Цели «знать» и «понимать» не диагностируемы сами по себе, они диагностируемы только в составе какой-либо деятельности, соответствующей цели, более высоко находящейся в этом списке. Так, например, «узнавание» и «воспроизведение» соответствует не цели «получить знание»(как предложено в работе), а цели «научить узнавать» и «научить воспроизводить», которые по смыслу входят в блок «Применение знаний». Знание об объектах входит в состав ориентировочной основы деятельности вместе со знанием о деятельности и др. См. деятельностный подход. Там есть и другие несуразности (например, синтез не бывает без анализа (см. философов), к тому же все они относятся к применению), но это претензия не к автору, а к Блуму и компании)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.