Учебный органайзер как приём педагогической техники

drag2

В последние годы работы в школе я чувствовал себя неловко перед ребятами, директором и родителями за частые командировки. В то же время никто не освобождал меня от ответственности за результаты обучения. Помог накопившийся опыт авторской технологии модульно-редуктивного обучения.

Как-то перед очередной поездкой договорился с учениками и руководством школы о том,  что за время моего отсутствия класс будет самостоятельно работать по оставленным технологическим картам и матрицам редуктивного обучения.

В то же время понял, что этого недостаточно. Необходим более действенный инструмент самоконтроля и управления индивидуальным учебным временем. Так появилась идея создания своеобразного учебного органайзера.

В предыдущей статье упоминалось об органайзере, как о средстве фиксации и структурировании учебных целей.

Каждый ученик получал целый пакет материалов, сопровождающих его самостоятельную работу в течение длительного времени.

Что входит в учебный органайзер?

1. Технологические карты —  инструкции для учащихся по выполнению определённого комплекта учебных задач.

karta

Что предусматривает технологическая карта?

  • Какие учебные действия необходимо выполнять.
  • В какой последовательности необходимо выполнить эти учебные действия.
  • Периодичность выполнения тех учебных действий, которые необходимо повторить многократно.
  • Время на выполнение каждого учебного действия.
  • Ожидаемый результат выполнения каждой учебной операции, то есть совокупности учебных действий.
  • Какие необходимы инструменты и учебные материалы (учебники, дополнительная литература, интернет-ресурсы) для выполнения учебных действий.

Технологическая карта по каждому уроку составляется для каждого ученика. Конечно, карты могут и даже должны отличаться друг от друга по сложности учебных задач, если мы хотим учесть уровень обученности и способностей учащихся.

2. ПУСТОГРАФКА — таблица самоконтроля, в которой ученик пошагово фиксирует результаты своей самостоятельной работы и время на ее выполнение.

3. Материалы для самопроверки:

  • Перечень вопросов.
  • Тесты.
  • Дидактические игры (ребусы, кроссворды, головоломки)

4. Тревожная кнопка. Само название говорит за себя. Это может быть электронный адрес учителя, телефон, по которому можно обратиться в самых экстренных случаях. На практике ученики меня мало тревожили. Важно убедить их, что на абсолютное число вопросов можно ответить самостоятельно. Многое зависит от качества технологических карт.

Важно, чтобы весь учебный органайзер был оригинально оформлен. Ученик должен чувствовать «присутствие» учителя. Сам тон учебных материалов должен отличаться доверительностью, а не отдавать казённостью и формализмом.

Сразу хочу упредить некоторые возражения. Я тоже за живое общение с учащимися. Этого ничто не заменит. Но в то же время мы должны учить ребят самостоятельности в познавательном поиске.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.