На немецком образовательном сайте Deutsch perfekt нашел любопытный социоигровой приём, который может быть весьма полезен не только психологам, социальным педагогам, воспитателям, но и всем учителям-предметникам. В некоторых книгах-коллекциях приёмов педагогической техники описывается приём «Если бы…», когда ученикам предлагается предположить, что могло бы произойти при других обстоятельствах события, явления, эксперимента, опыта и т.п.
Немецкая трактовка этого приёма глубже.
Создается некая цепочка участников (класс, микрогруппа). Учитель или первый ученик произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения (констатирующую) использует для начала своего предложения «Если бы…». И т.д.
Приведём сначала пример немецких коллег:
Первый участник:
«Если бы я был богатым, то купил бы замок»
Второй участник:
«Если бы я купил замок, то каждый вечер мог бы приглашать друзей»
Далее цепочка продолжается.
Обратите внимание.
Происходит погружение в ситуацию, конкретизация учебных целей. Сослагательный характер предложения вдруг превращается в определённый алгоритм предполагаемых действий, целей, результатов.
История.
Первый участник:
«Если бы П.А. Столыпин не был убит, то ему удалось бы закончить свои реформы.»
Второй участник:
«Если бы ему удалось закончить реформы, то Россия превратилась бы в мощную державу с развитой экономикой.»
Третий участник:
«Если бы Россия превратилась в мощную державу с развитой экономикой, то она могла бы избежать больших социальных потрясений.»
И т.д.
Конечно, лучше «провокатором» сослагательного предложения выступить самому учителю. который может задать тон всей цепочке. В таком случае он произносит только первую часть предложения и предлагает первому участнику продолжить.
Химия.
«Если в данной химической реакции заменить калий кальцием, то…»
География.
«Если осушить все болота, то…»
Отличная идея! Благодарю.
И от меня спасибо за напоминание! Очень хорошо идёт на уроках английского при отработке условных предложений 2 типа: «If I were rich I would buy a castle…»
Большое спасибо за интересную идею! Непременно попробую на уроках МХК.
Спасибо за идею! Обязательно попробую!