В Дидакторе был показан ряд приёмов техники активно-продуктивного чтения, направленной на эффективную самостоятельную работу учеников с текстом учебника.
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, первоисточниками, научными статьями, результатами исследований в какой-то области науки и другими дополнительными материалами.
И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Как-то в журнале «Преподавание истории и обществознание в школе» ознакомился с разработкой урока на тему «Итоги второй мировой войны».
Учитель подготовила прекрасный материал о численности населения основных государств-участников войны, численности армий, данные о военной технике, о потерях сторон среди мирного населения и на фронтах. Однако назвав свой урок интегрированным, она занялась с учениками вычислением на калькуляторах процентного соотношения нанесенного странам ущерба (!).
К сожалению, такой подход никак не назовёшь, кроме как пародией на интеграцию предметов.
Но отказываться от богатейшего материала, собранного учительницей, мне очень не хотелось. Используя то же содержание, я лишь изменил учебную задачу. На каждую парту поступил распечатанный пакет упоминавшихся статистических данных со следующим заданием:
«Проанализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название».
Абсолютное большинство учеников блестяще справились с заданием и сделали ряд любопытных выводов. Некоторым из них могли бы позавидовать и профессиональные историки.
Разумеется, мы должны учитывать уровень подготовленности наших учеников. Отсюда будет зависеть и уровень сложности задания, и содержания пакета материалов, подлежащих анализу.
фото Детский мир
Уважаемый Георгий Осипович, помогите найти потрясающий материал о мировых вооружениях на планете. Ссылка на него была в одной из Ваших статей, но я не могу найти.