Технологический приём ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ

chenge

Как часто мы обращаем внимание на то, что продуманные нами учебные задачи далеко не всегда подходят каждому из учеников. Вовсе не обязательно, что неудача ученика в выполнении определённого типа задания указывает на его низкие интеллектуальные способности.

Не зря многие учёные и педагоги-практики подчёркивают, что ЕГЭ отражает большей частью способность выпускников запоминать.

Перед нами совершенно разные ученики со свойственными лишь им способами мышления, с совершенно разными способностямии наклонностями. Как часто, к примеру,  мы убеждаемся, что очень успешные ученики в итоге становились или плохими студентами, или неудачниками во взрослой жизни.

Книга американского психолога, одного из наиболее признанных специалистов по исследованию интеллекта, Говарда Гарднера (Howard Gardner) «Структура Разума: Теория множественности интеллектов» («Frames of Mind: The Theory of Multiple Intelligences»), выпущенная в 1983 произвела маленькую революцию в умах педагогов.

file_5484

Главная идея Гарднера лежит в названии самой книги:  МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТОВ.

Учёный предлагает рассматривать интеллект не как совокупность многих способностей, а как совокупность семи различных основных, базовых, коренных интеллектов, т.е. семи “секретов мыслительного производства”.

  • Языковой – искусное владение языком, любовь к словам и стремление их исследовать.
  • Логико-математический – рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и взаимосвязях.
  • Музыкальный – способность не только сочинять и исполнять произведения в разной тональности, ритме и тембре, но также и воспринимать их. Может быть связан с другими видами интеллекта – такими, как языковой, пространственный и телесно-кинестетический.
  • Пространственный – способность точно воспринимать зрительные объекты, трансформировать их и модифицировать зрительные образы и перестраивать их даже в отсутствие физических стимулов.
  • Телесно-кинестетический – совершенное владение телом и искусное манипулирование предметами.
  • Интраперсональный – умелое распознавание своих собственных чувств и настроений.
  • Интерперсональный – умелое распознавание чувств, настроение, душевных состояний других людей, а также использование этой информации для управлением поведением.
  • Интеллект естествоиспытателя – распознавание и классификация природных объектов.

Среди педагогов в разных странах мира появилось много сторонников теории множественного интеллекта (ТМИ). Появились школы ТМИ.

Как всегда, любая образовательная технология продуктивна лишь тогда, когда имеет на вооружении конкретные инструменты.

Предлагаю свой вариант ЗАДАНИЙ ПО ВЫБОРУ с учётом множественности интеллектов.

Этот приём лишь внешне напоминает описанный приём ЗАДАНИЕ МАССИВОМ, где также предлагается выбор учебных заданий. Однако в основу последнего заложен оценочный принцип.

В предложенном приёме, прежде всего, учитывается специфика интеллектов учащихся. Задания расположены в маркированной таблице, где каждый цвет соответствует определённому типу интеллекта.

vybor

Щёлкните по картинке, чтобы увеличить её.

Идею маркированной таблиц я заимствовал у английской учительницы Мэнди Нил, активно использующей приёмы технологии множественности интеллекта.

nil

Разумеется, учебные задачи должны опираться на уже приобретённые учениками знания и умения. Для подготовки учебных задач вам может пригодиться ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ.

Вовсе не обязательно включать все типы интеллекта. Это зависит от специфики предмета и от учеников.

Конечно, в первых таблицах хорошо бы сформулировать учебные задачи по всей «великолепной семёрке» интеллектов. Возможно, некоторые ученики откроются вам в новом свете.

Некоторые задания можно дублировать для учащихся разных категорий интеллектов. И каждый из них, несмотря на одинаковые задания, внесёт нечто своё, в зависимости от индивидуальных наклонностей.

В данной таблице учтены четыре варианта.

2

— визуальное отражение выполняемых учебных задач.

3

— устное изложение заданного. Возможна роль «учителя».

1

— выражение поставленных учебных задач с помощью информационных технологий.

4

— логико-математический. Анализ, сравнение.

Ученик может выбрать любую из категорий. А может он захочет выполнить задания подряд. Это лишний раз подчеркнёт мысль о том, что далеко не всегда мы видим специфику интеллекта в чистом виде.

Можно предоставить также ученику самому создать себе учебную задачу. То есть это уже свобода выбора более высокого уровня. Правда, для этого учителю необходимо добиться

  • чёткого формулирования учебной задачи;
  • узнать, каким способом ученик собирается достичь поставленной цели;
  • каким образом ученик представит окончательный «продукт».

Как видим, в маркированной таблице представленные варианты учитывают не столько способности, а сколько интеллектуальные особенности каждого учащегося. Каждый из учеников чувствует себя комфортнее в таких условиях.

Комментарии к “Технологический приём ЗАДАНИЯ ПО ВЫБОРУ

  1. Елена говорит:

    Тогда здесь не хватает «художественного» интеллекта, можно было бы сказать, что это «пространственный» интеллект, но лишь отчасти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.