Приём педагогической техники ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

qwadrat

Приём педтехники ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ может выступать как самостоятельный дидактический инструмент, так и в контексте техники сжатия учебной информации.

Многие современные учебники ряд важных понятий, терминов преподносят без определений. Эти термины выделены жирным шрифтом, курсивом. Чаще всего  на одной-двух страницах идёт пояснение, описание этого процесса, явления, а вот чёткого определения нет.

Прием «Дай определение» – один из эффективных редуктивных механизмов обучения. Что остается в голове ученика к концу урока, к концу изученной темы в условиях перенасыщенной информационно-образовательной среды?

Напомню известную формулу ЮНЕСКО о том, что уже через несколько дней лишь 15% устной информации запоминается учениками, 25% наглядной.

Современные учебники грешат описательностью, избытком второстепенной информации. Несмотря на экстремальные условия информационной перенасыщенности все же через несколько уроков мы хотим, чтобы у ребят осталось после пройденного материала самое важное, самое существенное. Иначе — неуспех, отсутствие системности в обучении.

Давайте предложим ученикам  дать определение того или иного термина, события, явления. Естественно, учитель накануне должен объяснить, что

определение понятия – это выявление наиболее важных, существенных и повторяющихся признаков предмета или явления.

Четких требований к составлению определения нет. Это зависит от предметной направленности. Для одного учебного предмета в указании признаков весьма важным в определении может оказаться указание видового отличия, взаимосвязей. Для другого — указание причинно-следственных связей.

И главное, чтобы это определение соответствовало уровню знаний учащихся. Составление определения для ученика — это своего рода тест на понимание, на объяснение самому себе, что означает тот или иной термин.

Поэтому учитель должен постараться свести до минимума своё вмешательство. Корректировать, направлять, организовывать обсуждение, но не вводить малопонятные для учеников слова, фразы значение, которых они еще не осознают.

В определении, к примеру,  исторического понятия, как правило, обязательным атрибутом должны стать временные рамки, а возможно и исторические персонажи (или социальные группы), с кем связано данное явление (событие), указание причинно-следственных связей.

После самостоятельной работы (один ученик, работа в паре, в составе мини-группы) следует обсуждение предложенных определений, выбирается наиболее оптимальное. Мы можем составить целый словарик таких понятий.

И ценность такого словаря будет намного выше, чем механически списанные из учебника или справочников, если ученики сами будут работать над составлением определений.

Сами определения могут со временем изменяться по мере накопления новых знаний, выхода учащихся на новый уровень понимания процессов и явлений.

Ученики могут затем сравнить свои определения с данными энциклопедий. Но одно дело прочесть готовое определение, а другое — сформулировать самому.

Помню, дал ребятам задание: сформулировать определение понятию «опричнина». После долгих обсуждений они вышли на оптимальное определение. Отсекли все лишнее, ввели ключевые слова, характерные для данного исторического явления.

Какого же было изумление учеников, когда на экране появилось определение «опричнины» из энциклопедии, которое почти дословно повторяло сформулированное ими самостоятельно.

Работа с определениями всегда должна опираться на прошлый опыт учащихся.

У одной учительницы математики я нашёл замечательный пример использования приёма «Дай определение».

Она дала ученикам следующие задания продолжить предложения:

Квадрат — это ромб, у которого…

Квадрат — это прямоугольник, у которого…

Квадрат — это четырёхугольник, у которого…

В данном случае главным в определении является указание видового отличия. Ученик каждый раз давал определение квадрата, учитывая свойства предложенной фигуры: ромба, прямоугольника, четырёхугольника.

opred

Естественно, от ученика не требовалось полное определение, т.к. подразумевалось его знание о том, что представляют собой конкретные геометрические фигуры.

Таким образом, используя приём «Дай определение» учитель способствует организации процесса продуктивного творческого мышления (эвристической деятельности) учащихся.

Один комментарий к “Приём педагогической техники ДАЙ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

  1. Светлана Воронина говорит:

    Да, такой механизм работы очень эффективен на школьных занятиях. Для этого ещё обязательно наличие словарей, которые являются результатом длительной работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.