Ученический проект в условиях модульно-редуктивного обучения

deti

Технология модульно-редуктивного обучения, описанная в Дидакторе, предполагает разумное сочетание целого ряда педагогических техник на различных этапах усвоения и переработки учебной информации, интеграцию наиболее эффективных инструментов других образовательных технологий.

При разработке авторских подходов и инструментов обучения, разумеется, не могла не привлечь популярная и эффективная проектная технология, как высшее проявление познавательных навыков учащихся.

По выражению Е.С. Полат, в условиях проектной деятельности ученики учатся

«самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи»

Главной особенностью проектной деятельности учащихся в условиях модульно-редуктивного обучения являются дифференцированный подход и свобода выбора учащимися темы проекта, его направления.

Нет необходимости доказывать, что уровень мотивации и уровень способностей у учащихся разный. Отсюда и характер ученической проектной деятельности должен отличаться.

Ещё в начале изучения большого нового раздела учитель объявляет ученикам о том, какие проекты он хотел бы видеть по окончании. Проекты предлагаются по трём номинациям:

  • «Исследователи»
  • «Учителя»
  • «Программисты»

Исследователи

К этой номинации относятся ученики, не равнодушные к нашему предмету, те, кто хочет в дальнейшем хотят связать свою судьбу с данной отраслью науки, социальной сферы. Они занимаются исследованием, часто даже выходящим за рамки одного раздела.

issledovatelskaya_deyatelnost

Учитель должен помочь с выбором темы, чтобы она была по-своему уникальна. Случайные «попутчики», которые надеются на помощь всесильного Интернета должны сразу же отсеяться. И поэтому учитель активно участвует в выборе темы исследования. Исследование должно быть действительно уникальным, «штучным» явлением.

Разумеется, необходимо научить ребят исследовательским навыкам, методам анализа, отбора информации, систематизации данных. Как правило, эти ученики являются участниками школьных научных обществ, предметных кружков и клубов.

Учителя

Данная номинация появилась случайно.

282143744

Как-то в коридоре школы обратил внимание на свою ученицу-десятиклассницу, когда она возилась на перемене с малышами – сама, без указаний педагогов, решила организовать их досуг.

После своего урока, я подозвал эту девочку к себе и предложил провести урок в шестом классе. Первой её реакцией было замешательство: «Я же из троек не вылезаю!».

Я убедил девочку, что у неё есть дар общения с детьми, а к уроку можно подготовиться. «Погружение» в тему урока прошло без проблем. То, чего я добивался от ученицы несколько месяцев, вдруг решилось само собой. Учебный материал она усвоила быстро.

Кроме этого, пришлось познакомить с секретами учительского мастерства. Ученица составила план-конспект. Совместными усилиями мы продумали все этапы урока, все учебные задачи, которые она должна была поставить перед учениками.

Урок получился добротный. Это была победа ученицы над собой, над своими комплексами. Было ещё несколько таких уроков в 5-6-х классах. Девочка закончила школу с отличными оценками по истории и обществознанию и осознанно выбрала исторический факультет Армавирского государственного педагогического университета.

В эту номинацию всегда находятся желающие. И вновь мы привносим элементы редуктивности в познавательную деятельность. Продукт труда ученика – его урок. Но в результате мы получаем и высокий уровень его подготовки по данной теме.

Учитывая концентрический характер образовательных программ, всегда можно найти возможность организовать уроки старшеклассников в более младших классах. Разумеется, возможны варианты «Ученик в роли учителя» в своём классе или в параллельном.

На мой взгляд, предпочтительнее второй вариант. В таких условиях ученик ближе к осознанию своей роли учителя, к решению проблемы проведения занятия в мало знакомой или вообще незнакомой ученической среде.

В чём особенность второй номинации в нашем понимании?

Ученик выступает не только и не столько как источник информации, находясь на месте учителя (т.е. обыкновенное «бу-бу-бу»). Он полностью осваивает роли современного учителя по организации, координации познавательной деятельности своих товарищей.

Учебный проект «Ученик в роли учителя» имеет и большое воспитательное значение. Это одна из возможностей поднять престиж учительской профессии,  привить уважение к труду педагога.

Программисты

В эту группу входят «продвинутые» в информационных технологиях ребята. Они готовят мультимедийные разработки, модули, укрупнённые информационно-дидактические единицы на заданную тему.

Возможны и более масштабные проекты: анализ имеющихся программ по исследованию изучаемого явления, создание какого-то прибора для наблюдения и пр.

p151_p1020760

Работа с этой группой учащихся тоже требует определённого алгоритма. Важно не только знание ими той или иной программы. Следует научить ребят составлению технических заданий, поиску соответствующего инструментария для решения поставленных учебных задач.

И в данном случае ребятам придётся «попотеть» над содержанием, вникнуть в проблемы. Без этого «погружения» проект обречён на неудачу.

Возможна интеграция участников второй и третьей номинации. К примеру, «программисты» готовят мультимедийное сопровождение урока или дидактическую игру, тренажёр и т.п., а «учителя» используют их наработки при проведении урока.

Подвести итоги ученических проектов можно на итоговом семинаре, на котором найдётся место и выступлению исследователей, и представлению мультимедийных проектов. Представители второй номинации («учителя») проводят самоанализ своего урока или учитель поручает кому-либо из учащихся, присутствовавших на этом занятии, выступить в роли эксперта.

Индивидуальный подход!

Учителя часто сокрушаются: а как же работать со слабыми учениками, с теми, кто совершенно не проявляет интереса к данному предмету?

У каждого ребёнка есть свои увлечения, иногда вроде бы и далёкие от нашего учебного предмета. И многое зависит от учителя: найти, предложить, увлечь.

В 2003 году Россия отмечала 90-летие со дня рождения трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина. Группе учеников, поверьте, далеко не самых успевающих по истории, но с домашними ПК и выходом в Интернет, поручаю подготовить материал и выступить с ним.

На подготовку большого внеклассного мероприятия ушло около трёх недель. Когда я предоставил слово выступающим, то в зале послышался лёгкий гул насмешек. Все знали этих ребят, как «слабых» фактически по всем предметам.

Но скепсис улетучился после первых же минут. Ученики подготовили ряд нестандартных выступлений о Покрышкине в годы войны, о его воздушных боях в небе Кубани, о его деятельности в послевоенное время, о боевых самолётах времён второй мировой войны и т.д.

Ребят свободно владели материалом, выступали без бумажек. С помощью мультимедийного проектора на большом экране демонстрировали уникальные фото- и видеоматериалы. Час с лишним прошёл, как говорят, «на одном дыхании».

География. Ученику, увлекающемуся хоккеем, можно предложить провести анализ географического положения клубов высшей лиги.

Физика. Ученику-боксёру или занимающемуся спортивными единоборствами провести исследование, от чего зависит сила удара или качество выполнения определённого приёма.

Важно, чтобы у нас были определённые «заготовки» и мы были готовы к первоначальному неприятию ученика учебного проекта. И тут вовремя появятся наши оригинальные предложения.

Разумеется, многие проекты могут выходить за рамки нашей предметной области. И тут важна интеграция учителей, организующих ученические проекты со сложной межпредметной структурой.

Таким образом, мы добиваемся главного: высокой результативности усвоения учебного материала с учётом индивидуальных способностей учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.