Несмотря на обилие методических рекомендаций по этой теме, хочу затронуть этот безусловно важный вопрос КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ учащихся или студентов.
Во-первых, подготовка к ЕГЭ сделала устный опрос весьма непопулярной формой контроля знаний учащихся.
Действительно, кажется, зачем «мучить» ребят, если на государственном экзамене устного ответа им не понадобится. В итоге мы можем получить новое поколение, не умеющее лаконично, осмысленно показать свои знания по поставленной проблеме.
На смену междометиям и словам-паразитам прошлого вроде «м-м-м», «ну-у-у», «э-э-э», появились новые, более длинные, а потому более негативно влияющие на восприятие ответа: «как бы», «вообще», «типа»…
Во-вторых, любые методы проведения учебных занятий, в том числе и опроса, требуют не формального описания, а чёткого представления эффективного, прозрачного технологического приёма. Это в методической литературе встречается редко.
В-третьих, необходимо выделить УСТНЫЙ ОПРОС как отдельную и многогранную форму контроля знаний.
Итак, давайте разберём приёмы УСТНОГО ОПРОСА.
Прежде всего, преподаватель должен чётко уяснить для себя, что это крайне сложная форма контроля знаний, и подходить к ней необходимо со всей серьёзностью, а не просто «О том-то и том-то нам расскажет…», «К доске пойдёт…» и т.д.
1. Устный фронтальный опрос.
Преимущество этого приёма в том, что в устную беседу вовлекается весь класс. Учитель должен тщательно продумать, заранее подготовить вопросы.
вопросы должны быть
- сформулированы таким образом, чтобы ожидать от учеников лаконичные ответы;
- логически взаимосвязанными, охватывать всю тему;
- направлены не на репродукцию знаний, а на понимание, применение знаний, анализ. Они должны требовать от учащихся так называемых «процессуальных знаний» или носить поисковый характер. То есть должны начинаться со слов «Почему…?», «Каким образом…?», «В чем особенности…?». В формулировании вопросов вам может помочь ИНТЕРАКТИВНАЯ ТАКСОНОМИЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. Однако не стремитесь слишком «поднимать планку». Многие типы учебных задач более высокого порядка могут усложнить ответы, сделать их более пространными, что нежелательно при такой форме устного опроса.
2. Устный индивидуальный опрос.
Как известно, такой опрос предполагает обстоятельный, связный ответ учащегося на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу. Такой опрос служит важным средством развития речи, памяти, мышления.
Естественно, формулировка вопроса должна предполагать не репродукцию знаний, а описание каких-то процессов, анализ событий, явлений и т.п.
Обычно учитель задаёт вопрос всему классу и после небольшой, многозначительной паузы, вызывает кого-то из учеников. Понятно, что пауза необходима для того, чтобы класс понял суть вопроса, приготовился к ответу.
Однако многие педагоги прекрасно видят и минусы такой формы опроса. Пока ученик отвечает, нам лишь кажется, что все остальные внимательно слушают ответ своего товарища. Одни лихорадочно листают учебник в ожидании следующего вопроса, другие вообще далеки от того, что происходит в классе.
Как активизировать мыслительную деятельность всего класса?
- Учитель озвучив вопрос, предлагает всему классу написать краткий план своего предстоящего ответа. После выхода одного из учеников к доске остальным предлагается проследить по своему плану, насколько полным был ответ их товарища. После окончания ответа учитель предлагает остальным ученикам оценить ответ, указать, что упущено или изложено неверно.
- Карта анализа. Учитель раздаёт ученикам небольшие экспертные карты, где ученики должны проставить определённые баллы по предложенным критериям. По итогам ответа и на основе своей карты они могут предложить оценку своему товарищу. За основу карты могут быть взяты имеющиеся критерии оценок по вашему предмету или это может быть ваша карта. Главное, чтобы она была лаконичной и конкретной, ориентирована на результат.
- Пресс-конференция. Данный замечательный дидактический приём был детально описан в Дидакторе. Но на этот раз в роли «очевидца» или «учёного» мы предлагаем выступить ученику. Перед началом опроса мы предлагаем ученикам сформулировать вопросы по заданной теме, записать в тетради. Ученик выходит к доске. Остальные выступают в роли «журналистов» и задают своему товарищу подготовленные вопросы.
- Ответ по опорному конспекту, опорной схеме, таблице, иллюстрации. Когда перед учеником есть некий каркас, он начинает отвечать увереннее. Благодаря этому приёму мы можем привлечь к устному опросу гораздо больше учащихся.
- Ответ по учебному видеоролику или анимации. На это хотел бы обратить особое внимание, т.к. используется учителями данный приём, к сожалению, редко. Мы убираем в ролике звук, если он имеется. Ученику предлагается выступить в роли комментатора. Разумеется, видео или анимационный ролик должен быть хорошо подобран, точно соответствовать тому вопросу, на который ученику предстоит ответить.
Очень важно учителю умело управлять опросом. Это требует от педагога внимательно слушать ученика, при необходимости корректировать его ответ. Однако прерывать ответ допускается лишь в случае грубых ошибок.
Таким образом, используя различные формы устного опроса, мы можем способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся и их речевой практики.
Большое спасибо за материал. Для меня как для молодого учителя ваши статьи очень полезны.