Ещё один эффективный приём, рассчитанный на рефлексию учащихся. Как и в случае с ПОПС-формулой, ребятам предлагается задание, не требующее много времени на его выполнение. Необходимо составить небольшую схему из пяти строчек, напоминающую белый стих. Не зря синквэйн часто называют «пятистишием».
Впервые синквэйн появился в США в начале ХХ века. Его автор — американская поэтесса Аделаида Крэпси, увлекавшаяся короткими японскими стихами хайку и танка. После второй мировой войны в американских школах появился дидактический синквэйн.
В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ.
Первая строчка представляет собой существительное, как правило, ключевое слово темы урока или тему, которую задал учитель.
Во второй строчке – два прилагательных, представляющих два наиболее характерных признака данного существительного.
Третья строчка представляет собой три глагола, описывающих наиболее важные процессы, происходящих с данным существительным.
Четвёртая – ключевая фраза, наиболее важная идея.
Пятая строчка – снова существительное, но уже резюме или синоним существительного из первой строчки, метафора.
существительное
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
ключевая фраза
существительное
Примеры.
История России. Синквэйн Брежневой Олеси, 10 класс. (История России с древнейших времён до конца XVII в. Под ред. Сахарова А.Н. М. 2004)
Владимир Мономах
великий, мудрый
объединял, преобразовывал, строил
приостановил междоусобицу на Руси
реформатор
Обществознание. Синквейн Кокорина Юрия. 10 класс (Обществознание под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2005. § 22. «Гражданское общества и правовое государство
Государство
правовое, демократическое
защищает, регламентирует, принуждает
особая организация общества
порядок
Химия. Ученический синквейн из сайта учителя химии Златиной А.Г.