Опубликовано

  • 28.05.2011
  • в 10:20 ДП
  • Георгий

Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП

10


Май28

6shl

Приёмы групповой познавательной активности всегда вызывают затруднения в реализации. Помимо сложности управления учебными группами, сопровождения их творческого поиска, накладываются возрастные особенности, специфика учебного предмета и т.д.

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП привлекателен тем, что он позволяет более рационально организовать мыслительный процесс.

Мы распределяем различные способы мышления по соответствующим шляпам.

Edward_BonoАвтор этого приёма — известный британский психолог, эксперт в области творческого мышления и писатель Эдвард де Боно, написавший ряд бестселлеров, один из которых, «Научите себя думать», широко известен в нашей стране.

Учёный обратил внимание, что наши трудности при решении умственных задач обусловлены целым рядом причин.

Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.

Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: «Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше«.

Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.


Шесть шляп — это шесть способов мышления.

Белая шляпа: В данной ситуации принимается и обсуждается подробная и необходимая информация. Только факты. Уточняются, при необходимости конкретизируются, подбираются новые данные.

Желтая шляпа: Исследование возможных выгод и положительных сторон. Не просто позитивная оценка данного события, явления, факта, а поиск доказательств, аргументов.

Черная шляпа: Критическое отношение к событию, явлению. Необходимо высказать сомнение в целесообразности, найти аргументы против.

Красная шляпа: Чувства, догадки и интуитивные прозрения. То есть эмоциональное восприятие увиденного, услышанного, без обоснования причин сомнений.

Зеленая шляпа: Фокусировка на творчестве, альтернативах, новых возможностях и идеях.

Синяя шляпа: Управление мыслительными процессами. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?

Шляпы, то есть выбор того или иного способа мышления, можно использовать в любом порядке. И вовсе не обязательно доставать все шляпы.

Главное для учителя — создать такую проблемную ситуацию, которая вызвала бы всесторонне обсуждение, неоднозначные решения и оценки.

Действительно, любое событие, явление многообразно, противоречиво. И вряд ли стоит оценивать его однозначно. Но в то же время важно помочь ученикам не запутаться. Э. де Боно сравнил свой приём с цветной печатью, где представлены всего четыре основных цвета, но и в итоге мы получаем огромное цветовое многообразие.

Приём ШЕСТЬ ШЛЯП позволяет сфокусироваться на одном из способов мышления. Максимально продуктивно погрузиться, поработать, прийти к конкретным выводам.

К сожалению, из встреченных, весьма редких примеров использования данного приёма в школе не могу согласиться ни с одной его импровизацией.

Любой учебный процесс должен быть управляемым. Чётко должно быть определено место учителя, его возможность вовремя вносить коррективы в работу учебных групп.

На мой взгляд, учитывая, как правило, большой объём изучаемого материала, каждой из «шляп», т.е. способа мышления, можно определить одну из учебных групп. А затем приступить к дискуссии по результатам работы в группах.

Из практики.

Урок отечественной истории. Разбираем с учениками события 1 марта 1881 года, т.е. убийство царя Александра II.

Поднимаем вопрос, который действительно обсуждался в российском обществе: что делать с террористами-убийцами?

Разбил класс на группы. Задания группам:

Первая группа: Найдите убедительные аргументы для обоснования смертного приговора заговорщикам.

Вторая группа: Обоснуйте свои доводы в защиту террористов. «Казнить нельзя!»

Третья группа: Представьте себя в роли царского правительства. Сформулируйте, какие необходимо принять меры для нормализации обстановки в России того времени.

Четвёртая группа: Представьте, как могли повести повести себя члены царской фамилии. Как бы вы реагировали на их месте.

Пятая группа: Вы — пессимисты. Докажите, что ни казнь, ни, наоборот, оправдание убийц царя, ничего фактически не изменят.

Шестая группа. Эксперты. Этой группе предоставлен пакет «эксклюзивной» информации. Ученики  знакомятся с изучаемым событием не только по учебнику, но и по материалам научных статей, энциклопедий, справочников.

Дано задание:  Подведите итоги дискуссии. Насколько удалось участникам обсуждения смоделировать политическую ситуацию 1881 года? Какие на деле были приняты меры в России?

Учитель в ходе обсуждения подходит к каждой из групп, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений. Только направляет дискуссию.

Как видим, историческое событие мы попытались оценить и с нравственной стороны.

На следующем этапе урока каждая из групп докладывает о результатах своего обсуждения. Участникам других групп разрешается возражать, задавать вопросы.

Разумеется, важно подвести итоги дискуссии. Вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою гражданскую позицию.

Думаю, каждый из учителей-предметников может найти свой вариант использования ШЕСТИ ШЛЯП. К примеру, учитель физики при изучении проблем атомной энергетики, учитель биологии о проблемах генной инженерии и т.д.

Готов к публикации таких примеров из различных предметных областей.


Похожие статьи:


Отзывы:
Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП

  1. Тамара:

    Уважаемый Георгий Осипович! Разъясните, пожалуйста, как можно использовать этот приём групповой познавательной активности на уроках русского языка и литературы(мы завершаем изучение романа «Война и мир»Л. Толстого) в 10 классе?

    • Георгий:

      На мой взгляд, на уроке литературы можно поступить следующим образом: 1. Одной группе поручить разобраться в истории создания произведения. С какими проблемами сталкивался Л.Н. Толстой. Другой группе найти аргументы, почему это произведение считается одним из лучших в мировой литературе. Третьей группе — попытаться доказать, что роман «Война и мир» не актуален для 21 века. Четвёртой группе — наоборот, показать актуальность произведения для наших современников. Пятой — на том, что нового внёс Л.Н. Толстой в жанр прозы. Шестая — эксперты. Подвести итоги обсуждения. Это навскидку.

  2. Тамара:

    Спасибо за разъяснение, попробую применить технологический приём в моём десятом)

  3. Елена:

    Уважаемый Георгий Осипович! Разъясните, пожалуйста, как можно использовать этот приём групповой познавательной активности на уроках математики в 7-9 классах?

    • Георгий:

      Добрый день, Елена! Конечно, каждый предметник должен прикинуть на себя, насколько приемлем ему тот или иной приём. Мне кажется, на математике использование ШЕСТИ ШЛЯП возможно, когда можно предложить несколько вариантов решения той или иной задачи. Доказательства той или иной теоремы. И в итоге найти наиболее красивый вариант. Но доказать, обосновать его.

  4. Игорь:

    Здравствуйте Георгий Осипович.
    Может быть 6 шляп, а не 4?
    Но в то же время важно помочь ученикам не запутаться. Э. де Боно сравнил свой приём с цветной печатью, где представлены всего четыре основных цвета, но и в итоге мы получаем огромное цветовое многообразие.
    С уважением Игорь.

    • Георгий:

      Добрый день, Игорь! Вы, наверное имели в виду «4, а не 6»? На мой взгляд, это не принципиально. Для многих педагогических ситуаций вовсе не обязательно, чтобы присутствовали все способы мышления. Главное, организовать активное обсуждение в микрогруппах и получить результат. Считаю, что перед учениками можно не озвучивать, какой приём педтехники мы используем. Для них должен быть привлекательным сам процесс, организация, в условиях которой они могут себя реализовать.

  5. Галина:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Разъясните, пожалуйста, как можно использовать этот приём на уроках технологии (девочки), мы шьем юбку. Я поняла, что 1 гр. можно дать задание о истории, 2 гр. — о видах, а дальше думаю… Очень заинтересовал этот прием!

    • Георгий:

      Добрый день, Галина! Конечно, технология — тот предмет, где, прежде всего, необходимо что-то делать руками. Поэтому несколько групп могут сшить разные виды юбок. Но обязательно доказать, почему их вариант лучше. На мой взгляд, не помешают одной из групп подготовить рекомендации, какие юбки подойдут в зависимости от данных фигуры, роста, возраста. Вот так навскидку

  6. Альфия Ишбаева:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Помогите мне , пожалуйста, как использовать прием шесть шляп на уроках истории , 10 класс тема «»Исторический выбор Александра Невского»

Оставьте ваш отзыв:
Технологический приём ШЕСТЬ ШЛЯП

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.