Опубликовано

  • 16.08.2013
  • в 05:00 ДП
  • Георгий

Дидактическая игра НАОБОРОТ

1


Авг16

intellektualnaya_igra

Эта дидактическая игра используется педагогами давно. Правда, большей частью в старших группах детского сада и в младших классах школы.

Обычно в таком возрасте игра сводится в подборке антонимов.

К примеру, такой вариант:

Воспитатель (учитель) кидает мяч ребенку и называет одно из слов, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию.

Длинный – короткий;
Большой – маленький;
Высокий – низкий;
Широкий – узкий;
Толстый – худой;
Далеко – близко;
Вверху – внизу;
Слева – справа;
Вперед – назад;
Один – много;
Снаружи – внутри;
Легкий – тяжелый.

В 3-4 классах можно немного изменить правила. Ученик, правильно подобравший слово, сам придумывает новое и кидает мяч не учителю, а другому игроку.

В старших классах игру можно значительно разнообразить. Вряд ли уместно использование мяча. Игра будет интереснее усложнением смысловой нагрузки. Ученикам предлагается расшифровать целые фразы, которым изначально придаётся обратный смысл.

В данном случае вовсе не обязательно вводить антонимы. И не обязательно изменять все слова. Главное, чтобы мы получили фразу, совершенно изменяющую первоначальный смысл. Конечно, разгадываемые фразы, афоризмы, выражения должны быть известными, чтобы ученики могли подключить интуицию, восстановить знания.

К примеру, известное правило «сумма квадратов катетов прямоугольного треугольника равна квадрату гипотенузы».

Конечно, можно подобрать обратное по смыслу для каждого слова. Но ключевыми для этой фразы являются понятия «квадраты», «треугольник», «равно». Их стоит оставить. Это будет и небольшая подсказка для учащихся.

Итак, эту фразу можно представить следующим образом: «разница квадратов боковых сторон тупоугольного треугольника равна квадрату его основания».

И такие слова-подсказки есть смысл оставлять в каждом загаданном наоборотике.

Эффективность любой дидактической игры возрастает, когда она хорошо регламентирована.

Для большего динамизма можно организовать игру микрогруппами. Целесообразнее задание представлять не устно, а письменно. Это очень важно при его обсуждении.

Два варианта организации работы микрогрупп:

1. Каждой из них представляется отдельная фраза, которую необходимо расшифровать за определённое время.

2. Всем даётся одно задание. Побеждает та группа, которая первой правильно ответит.

Давайте поупражняемся.

Расшифруйте фразы:

«Отцы генерала Иванова»

«Ничего не изменилось во дворе Волконских»

«Павел Первый ввел патриаршество».


Похожие статьи:


Отзывы:
Дидактическая игра НАОБОРОТ

  1. Дарья:

    Круто!

Оставьте ваш отзыв:
Дидактическая игра НАОБОРОТ

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.