Технологическая карта-путеводитель разработчика мультимедийных образовательных ресурсов

img-intro

Разработанная мной и моими коллегами несколько лет назад технологическая карта оценивания авторской мультимедийной разработки стала одним из наиболее востребованных документов у учителей, серьезно подходящих к конструированию и проведению мультимедийного урока, других электронных дидактических единиц.

Эта карта стала основой для работы жюри ряда конкурсов мультимедийных уроков.

Судя по статистике, она стала одним из наиболее востребованных документов, тем более переход к новым образовательным стандартам требует нового отношения учителя к своей профессиональной деятельности.

Тем не менее возникает потребность в подробных комментариях по выделенным критериям и отдельным пунктам. Возникла идея подготовить интерактивную технологическую карту со ссылками на определённые статьи Дидактора, где  опубликованы материалы конкретной тематической направленности.

Общая характеристика представляемого материала.

  • Оригинальность (отличительные особенности) предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно-методических материалов.

Читать статьи «Об интеграции информационных и образовательных технологий», «Урок-презентация или мультимедийных урок?»

  • Качество методического сопровождения (подробные методические рекомендации для учителей, а также детально описанный сценарий мультимедийного урока).

Читать статью «Основные требования к сценарию мультимедийного урока».

  • Новое качество учебного процесса, которое может быть обеспечено данной разработкой
  • Ориентация образовательного процесса на новые результаты обучения (компетенции, общеучебные умения, обеспечение общего кругозора и связи изучаемого с явлениями и процессами реального мира, межпредметные связи и т.д.).

Читать статьи «Постановка учебных задач мультимедийного урока», «Как подготовить хороший мультимедийный урок», «Как конструировать мультимедийный урок»

  • Формирование новых видов учебной деятельности (поиск, оценка, отбор, организация информации и др.), имеющихся в разработке.

Читать статью «Мультимедийный урок как мини-технология».

  • Ориентация на разнообразие форм познавательной деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную) работу учащихся.

Читать статью «О многомерном конструировании образовательного процесса с помощью ИКТ»

  • Обеспечение дифференцированного (разноуровневого) подхода к обучению.

Читать статью «Сущность задачного подхода в обучении».

  • Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся.

Читать статью «Экология мультимедийного урока»

  • Учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.
  • Возможность использования элементов разработки в разных моделях урока.

Читать статьи «Принципы конструирования диосцены в мультимедийном занятии», «Технология «горячих зон» в мультимедийной разработке», «Принципы  формирования авторского учебного модуля».

  • Качество обратной связи в ходе образовательного процесса
  • Эффективность контроля учебных достижений школьников (промежуточных, итоговых)

Читать статьи «Как использовать интерактивную доску на все 100%», «Тестирование на мультимедийном уроке»,

  • Оптимальность и разнообразие приёмов обратной связи

Читать статьи «Три уровня интерактивности мультимедийной разработки», «Технология конструирования интерактивного плаката», ряд приёмов из раздела «Медиадидактика»,

Качество мультимедийного сопровождения

  • Соответствие представленной разработки поставленным учебным целям и задачам.

Читать статьи «Постановка учебных задач мультимедийного урока», «Постановка учебных целей и задач на уроке», «Четыре условия достижения результата в обучении», «Обучающие и воспитательные цели через учебные и воспитательные задачи урока».

  • Работоспособность элементов разработки. Качество навигации.

Читать статьи «Планирование статичных, динамичных и интерактивных элементов мультимедийной разработки», «Навигация мультимедийного урока», «Текст в мультимедийном уроке», «Как не надо писать тексты в мультимедийных презентациях».

  • Цветовой дизайн, его обоснованность.

Читать статью «Цветовой дизайн мультимедийного урока».

  • Оценка визуального ряда представленных материалов

Читать статьи «Как подготовить интерактивное видео» (часть 1, часть 2, часть 3), «Обучающий эффект дополненной реальности», «Дидактические требования к видеолекциям и видеоурокам», «Шесть основных принципов предъявления наглядности на мультимедийном уроке», «Инфографика: образовательный эффект».

  • Целесообразность использования динамических таблиц, рисунков, анимаций.

Читать статьи «Четыре принципа использования звука, видео и анимации в мультимедийном уроке», «Анимированная таблица: методический аспект», «Интерактивные анимированные графики и диаграммы».

Воспитательное значение разработки.

Читать статьи «Воспитательные цели урока. Как их добиваться?», «С какой целью я иду на урок?», «С какой целью ученик идёт на урок?».

Без сомнения, данная технологическая карта не исчерпывается только упомянутыми статьями. Она может пополниться новыми, в том числе не только из Дидактора. Некоторые из статей охватывают сразу несколько критериев.

Надеюсь, карта поможет ответить на ряд вопросов, которые мучают учителя при подготовке мультимедийных занятий и других дидактических единиц.


Комментарии к “Технологическая карта-путеводитель разработчика мультимедийных образовательных ресурсов

  1. Наталья говорит:

    Георгий, благодаря вашим материалам у многих педагогов открывается новое дыхание и возникает желание пересмотреть свою деятельность. Написано просто, доступно, в ключе практических методических рекомендаций. Спасибо Вам.

  2. Ольга говорит:

    Уважаемый Георгий!!!
    Огромное Вам спасибо! Материал прекрасно систематизирован. Я обязательно отправлю коллег по ссылочке. Именно такие материалы помогают нам в практической деятельности.

Добавить комментарий для Ольга Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.