Любую науку, и прежде всего педагогику, губит чрезмерное обилие ничего не значащих терминов. Один из таких псевдо-терминов «урок-презентация».
Вполне очевидно, что в данном случае имеется в виду мультимедийное сопровождение, выполненное в программе презентаций, чаще всего в MS PowerPoint. Однако, говоря об уроке-презентации, учителя в основном подразумевают форму проведения занятия.
Презентация (от лат. praesentatio) — общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.
В свою очередь, мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда… (Википедия)
Однако вполне очевидно: учитель не идёт на урок что-либо презентовать.
Он идёт учить.
Учитывая особенности информационного общества учитель находит адекватные нашему времени инструменты, которые использует в своих целях. Первой «подвернулась» программа для составления презентаций PowerPoint.
О пользе и вреде презентаций читайте и смотрите
Причём программа презентаций — далеко не универсальный инструмент. Поверхностное ознакомление с ней даёт, к сожалению, весьма посредственные обучающие эффекты. Но еще более неуклюж сам термин — «урок-презентация».
На мой взгляд, более удачным будет использование термина «мультимедийный урок». Такой урок предполагает использование любых информационных технологий (не только программы презентаций), обеспечивающих интерактивность, визуализацию образовательного процесса, компьютерная обработка других источников информации: видео, звука.
Пока учитель не поймет, что главное на учебном занятии — это методы, приемы обучения, а не «презентация», до тех пор мультимедийные уроки по своему обучающему эффекту будут уступать урокам без компьютера и сопровождающих его технических средств. Впрочем, весьма полезны рекомендации специалистов о методике разработки эффективных и полезных презентаций.
Дмитрий Лазарев — автор книги «Презентация. Лучше один раз увидеть».
Меня часто упрекают: «Вы демонстрируете мультимедийные уроки и приёмы медиадидактики только в программе PowerPoint. Но ведь есть более эффективные программы…» Да, есть. Прежде всего, это программы Flash. Но любая программа требует серьезного изучения. Увы, и в Macromedia Flash, с её уникальными возможностями, довольно много бездарных мультимедийных уроков.
В использовании мультимедийных средств обучения есть свои законы, методы, принципы. И их, конечно, следует изучать вдумчиво и без кавалерийского наскока.
Согласна с позицией Георгия Осиповича
Как Вы определите тип урока, на котором ученики демонстрируют и защищают свои проекты, невсегда являющиеся мультимедийной презентацией?
На мой взгляд, такой урок является учебным эпизодом технологии проектного обучения. Одной из форм отчёта является презентация проекта, в том числе и мультимедийная.
Мультимедийный урок является интересным для восприятия.