Опубликовано

  • 27.04.2011
  • в 11:59 ДП
  • Георгий

Анимированные таблицы: методический контекст

0


Апр27

IMG_1128

Если заглянуть в Интернет – в анимированных таблицах недостатка не будет. Имеется ряд программ разного качества, предлагающих Конструкторы таблиц.

Среди мультимедийных разработок учителей также нередко встречаются так называемые «Анимированные таблицы».

С сожалением приходится констатировать, что произошла определённая размытость понятия. Выше перечисленные программы зачастую предлагают на деле конструирование не таблиц, а анимированных диаграмм.

Такие заблуждения имеются и в учительских разработках.

Кроме того,  часто встречающиеся методические ляпы вызывают необходимость обратиться к описанию Анимированной таблицы как приёма медиадидактики.

Прежде всего, определимся с понятием таблицы.

Из многочисленных определений таблицы как понятия мне наиболее импонирует определение издательского словаря-справочника, где таблица представлена как

особая форма передачи содержания, которую отличает от текста организация слов и чисел в колонки (графы) и горизонтальные строки таким образом, что каждый элемент является одновременно составной частью и строки, и колонки.

Между заголовками колонок и строк и содержанием таблиц устанавливается бессловесная, графическая смысловая связь, которую пользователь понимает сразу, без лишних дополнений. В данном случае избыток содержания только мешал бы восприятию цельности, пониманию закономерностей и взимозависимостей, выраженных в таблице.

Среди всех разновидностей таблиц, безусловно, наибольшую дидактическую ценность представляют собой аналитические таблицы, которые позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, обеспечить познавательные этапы сравнения, анализа, синтеза.

Таким образом, таблицы являются эффективным способом укрупнения дидактических единиц, что чрезвычайно важно в условиях информационной перенасыщенности образовательного пространства.

Издательский словарь-справочник даёт нам еще несколько важных понятий, необходимых для правильного составления таблицы:

Подлежащее таблицы – те объекты, которые размещены в заголовке и в первом боковом столбце.

Сказуемое таблицы – основная часть данных, логически связанных с подлежащим.

Хорошо структурированные и методически верно составленные таблицы на бумажном носителе – уже сами по себе технологичны и легко поддаются анимированию. Яркий пример этому таблица Д.И. Менделеева, которая имеет уже около десяти анимированных аналогов.

tab1

Можно сформулировать следующие  основные требования к анимированной таблице:

  • Существенность и достаточность данных
  • Достоверность
  • Экономичность и логичность построения
  • Удобство прочтения
  • Интерактивность
  • Визуализация ячеек таблицы.

Не следует забывать и о других особенностях представления информации в таком структурированном виде. Разработчик анимированной таблицы должен стремиться к минимизации печатного текста. Особенно это важно при использовании большого экрана или интерактивной доски при фронтальных работах с классом.

Обилие текста приводит к уменьшению его формата.

Большой по объему печатный текст, как правило, не читается. Поэтому в каждом удобном случае необходимо заменить печатный текст символом, опорным сигналом, моделью, иллюстрацией.

Очень важно использовать возможность маркирования ячеек, что будет подчеркивать определённые видовые признаки объектов.

Не помешает также использовать инструмент Лупа для того, чтобы привлечь внимание к той или иной ячейке таблицы.

tab2

Это может быть не только её увеличенный вариант, но и более подробное содержание, не видимое в общем контексте таблицы. Именно в этом режиме наиболее привлекателен визуальный ряд, который можно будет представить в наиболее приемлемом масштабе.

tab3

Целесообразно ячейки в первой колонке или в заголовке сделать управляющими кнопками, что позволит размещать информацию на разных уровнях и при необходимости порционно. Это позволит учителю акцентировать внимание на определённых участках таблицы.

Во избежание путаницы рекомендуется единообразная навигация анимированной таблицы. К примеру, первая колонка — управляющие кнопки. Кнопки увеличения объектов можно разместить непосредственно на данных объектах.


Похожие статьи:

Оставьте ваш отзыв:
Анимированные таблицы: методический контекст

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.