Мультимедийный урок как мини-технология

Часто на проводимых мною семинарах учителя задают мне одни и те же вопросы:
Как часто можно проводить мультимедийные уроки?
Каким по длительности может быть использование мультимедиа на уроке?

Вряд ли можно дать однозначный ответ. Разработкой методических рекомендаций по использованию мультимедиа занимаются лишь единицы. Да и то, рекомендации имеют зачастую поверхностный характер.
В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

Конечно, нагляднее будет продемонстрировать небольшой видеролик с каким-либо природным явлением, чем объяснять его на словах. Да и обычные методические приемы могут выглядеть совершенно иначе, если мы привлечём на помощь компьютер.

К примеру, технология опорных конспектов В.Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.
Даже в таком режиме заметно меняются условия проведения урока. Учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Чаще всего такой урок выглядит как своеобразный развернутый план-конспект. Учащимся предъявляются учебный план, учебные задачи. Шаг за шагом учитель реализует задуманное с помощью учеников.

Увеличивается плотность урока.

Учитель больше может повлиять на темп его проведения, на формирование эмоционального фона и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла. Это может быть, к примеру, демонстрация какого-то видеофрагмента, анимаций, иллюстрирующих какое-то явление, событие, звуковой фрагмент и т.д.

Однако мультимедийный урок может выступать и как «мини-технология», то есть как подготовленная учителем разработка с заданными учебными целями и задачами, ориентированная на вполне определенные результаты обучения.

Такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием. При его проведении существенно меняется роль учителя, который в данном случае является, прежде всего, организатором, координатором познавательной деятельности учеников. В данной ситуации роль учителя как источника информации уходит на задний план.
Содержание урока как мини-технологии подразумевает наличие «полного пакета»:

Мультимедийную презентацию;

Подробное сценарное описание, детализирующее постановку и пути решения учебных задач, описание технологических приёмов;

Вариативность урока в зависимиости от поставленных учебных задач;

Сопутствующий уроку дидактический раздаточный материал.

Контрольно-измерительные материалы, помогающие отследить результативность занятия.

Структура такого урока представляет собой некий гипертекст. Она выглядит не линейно, а имеет несколько уровней. Учитель должен иметь возможность оперативно перейти к любому учебному эпизоду.  Менять порядок их представления в зависимости от ситуации. Это легко достигается с помощью гиперссылок и триггеров. Таким образом, учебные эпизоды напоминают собой кубики Лего, которые можно легко трансформировать.meniu

Сценарное описание в таком случае должно приобрести формат технологической карты, в которой достаточно точно прописаны действия учителя и ожидаемые действия ученика в каждом учебном эпизоде.

techkarta

Следует предусмотреть использование материалов такого  урока для дистанционного обучения при полном наборе всех его составляющих. Его легко тиражировать, предложить для использования другим учителем.

То есть происходит этап отчуждения урока от его непосредственного создателя. Такой урок уходит в «самостоятельное плавание».

Урок как мини-технология может и должен гарантировать хороший результат даже в исполнении начинающего учителя, если будет им будет соблюдаться заложенный разработчиком алгоритм занятия.

Рубрики: приёмы медиадидактики, Цифровая дидактика | Метки:

Комментарии к “Мультимедийный урок как мини-технология

  1. Елена Козлова говорит:

    Согласна, что учителю гораздо комфортнее проводить учебное занятие. Что такой урок обладает достаточным набором информационной составляющей, дидактическим инструментарием.

  2. Ольга Белоброва говорит:

    Урок с мультимедийной поддержкой является наиболее эффективным, так как мультимедийные технологии увеличивают наглядность, подключают несколько каналов представления какой-либо информации, помогают педагогу более доступно объяснить учебный материал.

  3. Аноним говорит:

    Мультимедийная поддержка позволяет учителю эффективнее управлять уроком.Мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, для более доступного объяснения нового материала.

  4. Ищенко Надежда Николаевна говорит:

    мультимедийный урок на современном этапе позволяет учителю не только наглядно объяснить новый материал, но и качественно проверить усвоение детьми изученного материала.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.