Текст в мультимедийном уроке

При подготовке учебного эпизода перед учителем обязательно станет проблема предъявления печатного текста. Текст с экрана должен выступать как единица общения.

Он носит или подчиненный характер, помогающий учителю усилить смысловую нагрузку, или является самостоятельной единицей информации, которую учитель умышленно не озвучивает. Вполне оправдано, когда на экране появляются определения терминов, ключевые фразы.

Часто на экране мы видим своеобразный тезисный план урока. В таком случае, главное, не переусердствовать, не загромоздить экран текстом.

Давно очевидно, что большой объем написанного плохо воспринимается с экрана. Учитель должен стремиться по возможности заменить печатный текст наглядностью.

По сути это тоже текст, но предъявленный другим языком.

Напомним определение текста в энциклопедических справочниках как

«последовательность графических или звуковых языковых знаков, ограниченная единым назначением (лат.Textus — соединение…)»

или

«единица общения, выступающая как целостная совокупность коммуникативно-познавательных элементов, функционально объединенных (для заданной цели общения) в замкнутую…»

Необходимо обратить на следующие требования к печатному тексту:

  • структура;
  • объем;
  • формат.

Текст должен быть читабельным. В связи с этим следует подобрать наиболее удобный для прочтения шрифт, не увлекаться всякого рода «витиеватыми» шрифтами.

На одном слайде не должно быть более двух-трех легко читаемых шрифтов. Наличие не одного, а нескольких шрифтов возможно лишь в том случае, если этого предусматривает логика урока. Есть смысл выделить термин, понятие другим цветом и даже размером.

Хотя рекомендации к тексту С. Христочевского касаются технических требований к сайтам, нельзя не согласиться с ними и при подготовке мультимедийного урока:

текст должен располагаться только на ровном одноцветном фоне. Не должно быть «выворотки» в тексте, предназначенном для чтения (то есть если мы используем тёмный он и белый шрифт на нём – Г.А.). Это самый трудночитаемый текст».

Разумеется, важно обратить внимание на минимальный размер шрифта (в полиграфии – «кегль»). Многолетний опыт показывает, что он должен быть не менее 20 пунктов для шрифтов Times New Roman или Arial.

Немаловажным является и то, как будет представлен печатный текст с экрана. Так же, как и наглядность, текст должен появиться в заранее продуманное учителем время.

Как и с наглядностью, не следует увлекаться эффектами анимации. Выпрыгивающие, выскакивающие хаотично буквы будут только отвлекать ученика. Наиболее подходит для демонстрации печатного текста эффект «появление».

Правда, разработчику следует обратить внимание на направление и выбрать появление текста «слева», что соответствует порядку чтения слева-направо. Иногда, когда объём текста относительно большой, и мы хотим продемонстрировать отдельный его фрагменты, оправдано направление текста «сверху».

Конечно же, мы обратим внимание и ещё на одну регулируемую функцию: «скорость появления». Медленное появление текста резко снижает темп урока. Быстро пропадает интерес к появляющемуся тексту у хорошо читающих учеников.

И наоборот, очень быстрое появление текста, его сменяемость, приведёт, в конечном счёте, к непониманию учениками предъявляемого учебного материала.

Говоря о темпе предъявляемого текста, обратите внимание на эту фразу:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльнотси, а все солво цликеом.

Данный отрывок приведён не для развлечения.

Известно, что уже в третьем-четвёртом классе ученик способен схватывать всё слово целиком. В среднем-старшем звене — целую фразу.  Однако задерживая текст на экране, призывая учеников «внимательно прочитать»,  мы резко снижаем темп занятия.

И еще несколько принципиальных требований к демонстрации текста:

  • Текст должнен быть лаконичным. Никакой повествовательности, никаких сказуемых во фразах.
  • Очень важно, чтобы учитель ни в коем случае не дублировал текст с экрана. Он комментирует предъявленный текст или усиливает его устной информацией.  Тогда у учеников не возникнет иллюзии лишнего звена поступающей информации.

Хотя могут быть и случаи, когда дублирование печатного текста учителем или учеником дидактически оправдано. Такой прием используется в начальной школе, когда учитель достигает комплексного подхода в обучении, подключая различные каналы восприятия.

Совершенствуются навыки чтения, устного счета и т.д., используется дидактический приём громкого индивидуального или группового чтения.

Дублирование печатного текста обязательно также в любом возрасте при проведении мультимедийных дидактических игр.

Этим самым учитель добивается равных условий для всех учеников: как тех, кто легче воспринимает устную информацию, так и легче усваивающих информацию печатного текста.

Таким образом, к динамике предъявления текста следует относиться так же ответственно, как и к демонстрации звука, видео и анимации.

Рубрики: приёмы медиадидактики, Цифровая дидактика | Метки:

Комментарии к “Текст в мультимедийном уроке

  1. Ирина Жакулина говорит:

    Уважаемый Георгий Осипович, большое спасибо за полезную информацию. Емко и доступно раскрыта технология использования текста на мультимедийном уроке. Ваши материалы во многом мне помогли в освоении ИКТ. С благодарностью, Ирина Валентиновна Жакулина.

  2. Тунитовская Татьяна говорит:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Случайно попала на Ваш сайт. Спасибо за полезную информацию.

  3. Каусария Гаязовна говорит:

    Огромное спасибо вам, Георгий Осипович. Прощай свободное время, надолго «осела» на данном сайте.

  4. Валентина Михайловна говорит:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Огромное спасибо Вам. Давно занимаюсь изучением правил создания эффективной презентации для урока. На ваш сайт попала случайно, путем многократных переходов по ссылкам различных источников и…забыла про время. нашла много полезного и интересного для себя и своих коллег. Обязательно познакомлю их с Вашим сайтом.

  5. Марина говорит:

    Здравствуйте, Георгий Осипович! Благодарю Вас за Ваш труд. Очень многому научилась благодаря Вашим практическим советам. Обращаюсь к Вам за помощью. Помогите найти ответ на вопрос «Как правильно расставить знаки препинания в конце предложений в текстах на слайдах?» Столкнулась с такой ситуацией. На слайде текст из двух абзацев. На конце предложений, которые стоят последними в каждом абзаце, точек нет. Также точек нет и в предложениях, которые прописывают задания для выполнения (Это кроссворд, сделанный в PPT). Автор ресурса аргументирует свою позицию тем, что в конце абзаца точку ставить не нужно. Это не не безграмотно. Текст на слайдах сродни слоганам на плакате (где точки не ставятся никогда). С таким случаем столкнулась впервые. Если автор прав, то как же правила русского языка? В интернете конкретную информацию найти не удалось. Если сможете, помогите, пожалуйста. С уважением, Марина Юрьевна.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.