Опубликовано

  • 22.02.2011
  • в 01:18 ПП
  • Георгий

Цветовой дизайн мультимедийного урока

6


Фев22
42577ac3bc92Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на  проектировании цветового сценария мультимедийного урока. Вспомним рекомендации психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д.
Говоря о цвете, психологи утверждают:
Красный цвет подчеркивает возбуждение, энергию, страсть, желание, скорость, прочность, мощность, тепло, любовь, агрессию, опасность, огонь, кровь, войну, насилие, всё интенсивное и страстное. Этот цвет стимулирует нервную систему, повышает кровяного давление, учащает дыхание и пульс, возбуждение, вызывает потребность действовать .
Желтый:
Радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, солнечный свет, лето, золото, философия, открытость, легкость, раскрепощенность, тепло, уют, мошенничество, малодушие, предательство, ревность, жадность, обман, болезнь, риск.
Синий:
Мир, спокойствие, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, лояльность, небо, вода, холод, торможение нервной системы (понижается давление, замедляется дыхание и пульс). Покой, удовлетворение, пассивность., технология, депрессия, подавитель аппетита.
Белый цвет воспринимается, как некое отправное начало, символ чистоты. «Начнём с чистого листа»,- часто слышим мы. На белом фоне лучше воспринимается содержание учебного материала. Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге. Белый цвет обеспечивает контрастность. На белом фоне лучше воспринимаются объекты наглядности и печатные тексты.
Цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора, интерактивной доски. Не стоит увлекаться полутонами, очень светлым фоном слайдов, которых на большом экране не будет видно. Небрежная настройка мультимедийного проектора может привести к искажению цветов.
Цветовое оформление урока существенно влияет на его эстетику, на настроение учащихся. Большое значение имеет цветовое сочетание. Если нас подводит интуиция, хорошо бы на начальном этапе работы обратиться к имеющимся в программе PowerPoint шаблонам оформления, цветовых схем.  Лаконичность цветовой гаммы должна быть таким же обязательным условием, как и лаконичность при использовании печатного текста. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причём обязательно сочетаемых друг с другом. Требование единства цветового дизайна распространяется на всю разработку. Единое цветовое решение всех учебных эпизодов придаёт ощущение цельности, единого замысла всего мультимедийного урока.
Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%. Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.
А.Б. Драхлер. К вопросу о презентациях

42577ac3bc92

Занимаясь подготовкой мультимедийного урока, разработчик должен иметь хотя бы элементарные представления о цвете, цветовой гамме, что может успешно сказаться на  проектировании цветового сценария мультимедийного урока.

Вспомним рекомендации психологов, дизайнеров о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране и т.д.

Говоря о цвете, психологи утверждают:


Красный цвет подчеркивает возбуждение, энергию, страсть, желание, скорость, прочность, мощность, тепло, любовь, агрессию, опасность, огонь, кровь, войну, насилие, всё интенсивное и страстное. Этот цвет стимулирует нервную систему, повышает кровяного давление, учащает дыхание и пульс, возбуждение, вызывает потребность действовать.

Желтый:

Радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, солнечный свет, лето, золото, философия, открытость, легкость, раскрепощенность, тепло, уют, мошенничество, малодушие, предательство, ревность, жадность, обман, болезнь, риск.

Синий:

Мир, спокойствие, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, лояльность, небо, вода, холод, торможение нервной системы (понижается давление, замедляется дыхание и пульс). Покой, удовлетворение, пассивность., технология, депрессия, подавитель аппетита.

Белый цвет воспринимается, как некое отправное начало, символ чистоты. «Начнём с чистого листа»,- часто слышим мы. На белом фоне лучше воспринимается содержание учебного материала. Не зря до сих пор мы читаем книги, в том числе и учебники, напечатанные на белой бумаге.

Белый цвет обеспечивает контрастность. На белом фоне лучше воспринимаются объекты наглядности и печатные тексты.

Цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на экран проектора, интерактивной доски.

zvet3

Не стоит увлекаться полутонами, очень светлым фоном слайдов, которых на большом экране не будет видно. Небрежная настройка мультимедийного проектора может привести к искажению цветов.

Цветовое оформление урока существенно влияет на его эстетику, на настроение учащихся. Большое значение имеет цветовое сочетание. Если нас подводит интуиция, хорошо бы на начальном этапе работы обратиться к имеющимся  шаблонам оформления, цветовым схемам.

Лаконичность цветовой гаммы должна быть таким же обязательным условием, как и лаконичность при использовании печатного текста. Не должно быть пестроты на слайде: не более 3-4 цветов, причём обязательно сочетаемых друг с другом.

Требование единства цветового дизайна распространяется на всю разработку. Единое цветовое решение всех учебных эпизодов придаёт ощущение цельности, единого замысла всего мультимедийного урока.

Цветовой контраст изображения и фона должен находиться на оптимальном уровне, яркостный контраст изображения по отношению к фону должен быть выше не менее, чем на 60%.

Необходимо учитывать, что красный цвет обеспечивает благоприятные условия восприятия только при высокой яркости изображения, зеленый в среднем диапазоне яркости, желтый – в широком диапазоне уровней яркости изображения, синий – при малой яркости.

А.Б. Драхлер. К вопросу о презентациях

ZVET1

Необходимо обратить самое серьезное внимание цветовому сочетанию текста и фона. Как и в сочетании изображения и фона, цветовой контраст должен быть выше 60%.

zvet2

НЕПРАВИЛЬНО

Кроме того, стоит избегать размещение текста одновременно на двух контрастных тонах, иначе чтение текста будет затруднено.

При работе с цветом следует также учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, чтобы цветовой дизайн мультимедийного урока был наиболее оптимальным  для выполнения поставленных учебных задач.


Похожие статьи:


Отзывы:
Цветовой дизайн мультимедийного урока

  1. Наталия:

    Дети до 10 лет совершенно по другому воспринимают цвета. Они ещё учатся различать полутона.
    Например, красный цвет их успокаивает, поэтому цвета совершенно по-другому влияют на настроение учащихся младших классов (а это 1/3 всех школьников) чем описано в этой статье

    • georgii:

      Добрый день, Наталия! Спасибо за комментарий. Не могли бы Вы приведённые очень любопытные аргументы подтвердить какими-то результатами исследований или наблюдений?

  2. Наталия:

    Здравствуйте, Георгий! Если бы Вы спросили, откуда я знаю, что буква «Щ» обозначает 2 звука, я б тоже запуталась в овспоминаниях. Для меня это очевидная вещь, наверное с давних времён педучилища, где я изучала возрастные особенности детей.
    Вот загуглила специально для Вас: :))))
    http://www.i-u.ru/biblio/archive/basima_cvet/01.aspx
    Раздел 2.2.2.
    Цитата:» В работе В.С. Мухиной (1981) показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый». Предпочтение их настолько выражено, что … с точки зрения взрослого наблюдателя, приводит к нереалистическому изображению (в терминологии В.С. Мухиной — «неподражательный цвет»). Так возникают красные и желтые дома, самолеты, люди, деревья и т.д. Мрачные, холодные, темные тона используются детьми (особенно до 5-ти лет) только в тех случаях, когда взрослый просит их нарисовать нечто нелюбимое и неприятное для ребенка. При этом, дети могли давать пояснения типа: «черное — грязное — некрасивое».

  3. Наталия:

    Красный цвет.
    Обратите внимание на таблицу предпочтения цветов.
    «Причем, следует отметить, что воздействие красного, желтого и других ярких цветов не раздражает детей младшего возраста, а даже успокаивает, позволяет ребенку чувствовать себя комфортно.», что говорит о том что для них это никак не агрессия, опасность, огонь, кровь, война, насилие,…

  4. Наталия:

    «Основатель Вальдорфской школы педагогики Рудольф Штейнер советовал воспитателям использовать красный цвет для успокоения ребенка.»

Оставьте ваш отзыв:
Цветовой дизайн мультимедийного урока

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.