Основные требования к сценарию мультимедийного урока

Каждый учитель должен знать свой маневр. Должен тщательно планировать каждый свой выход к классу. По молодости лет мы часто грешили, наспех готовясь к урокам. А потом, со временем, понимали, как важно все тщательно подготовить, продумать все нюансы. Все это еще более важно, когда мы говорим о подготовке и проведении мультимедийного урока.

Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока, в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Энциклопедические словари и справочники дают нам следующие толкования этого термина.

Сценарий (от итал. scenario) –

1) краткое изложение содержания пьесы, сюжетная схема, по которой создаются представления (спектакли) в театре импровизации, балетные спектакли, массовые зрелища и др.

2) Литературное произведение, предназначенное для воплощения с помощью средств киноискусства и телевидения.

3) В прогнозировании — система предположений о течении изучаемого процесса, на основе которой разрабатывается один из возможных вариантов прогноза; используется также в истории, теории биологической эволюции, космогонии и т. п.

В отличие от традиционного плана-конспекта, который понимается как заранее намеченный порядок, последовательность осуществления учебных задач, сценарий урока более многогранен, более детализирован.

Прежде всего, необходимо задуматься, для кого и для чего этот сценарий готовится:

  • Сценарий для себя.
  • Сценарное описания для коллег-учителей.
  • Сценарий как техническое задание.

Разберём каждый случай в отдельности.

1. Учитель готовит сценарий для себя. Это является важной подготовкой к разработке авторского мультимедийного урока. В отличие от плана-конспекта учитель должен четче продумать алгоритм учебных задач. Исходя из них, учитель подбирает соответствующие дидактические приёмы, продумывает, насколько и в каких случаях ему понадобятся мультимедийные средства обучения.

Прежде всего, необходимо самому себе доказать, что в данном конкретном случае использование мультимедиа повлияет на более успешную реализацию педагогических целей. Без такого чёткого представления учитель не сможет продумать, какие слайды понадобятся, какой будет динамика представления учебных задач.

Дидактическая составляющая мультимедийного урока всегда должна занимать приоритетное положение. Опираясь на свой педагогический замысел, учитель подбирает соответствующие технические решения, анализирует, насколько он готов к реализации задуманного.

Возможно, понадобится консультация преподавателя информатики или более опытных коллег-предметников. И этого не стоит смущаться. К примеру, последние версии программ Microsoft Office (Word, PowerPoint и другие) уже настолько сложны, что небольшой курс изучения обычно даёт только начальные представления о них.

Даже опытные пользователи зачастую обнаруживают в так называемых «Офисных» программах всё новые и новые возможности. Конечно, «сценарий для себя» лаконичен. Часто учитель подразумевает что-то, и не все фиксирует на бумаге.

2. Сценарное описание для коллег-учителей. Этот вариант не только более подробен. Учитель демонстрирует, как добивался достижения поставленных педагогических целей и задач, какие технологические инструменты ему для этого были необходимы, как осуществляется переход от одного учебного эпизода к другому.

Как правило, такой вариант сценария учитель пишет уже после подготовки и даже проведения мультимедийного урока, когда внесены возможные коррективы, проверены на практике достижимость запланированных результатов, заранее предусмотрены возможные вопросы своих коллег.

Не зря я настаивал при проведении различных конкурсов мультимедийных уроков прилагать обязательно сценарное описание. Иначе совершенно неясен дидактический замысел учителя.

Рассмотрим один вариантов сценарных описаний.

Фрагмент сценария урока математики в начальной школе.

Автор урока: АСТВАЦАТУРОВА Татьяна Петровна, учитель начальных классов МОУСОШ № 6 г. Армавираtatiana

Тема урока: Угол. Виды углов (введение).

Цели урока:

Ввести понятие «угол»;

Познакомить с видами углов;

Задачи урока:

Научить детей определять виды углов;

Находить прямой угол при помощи чертежного треугольника и модели прямого угла;

Закреплять вычислительные навыки;

Развивать логическое мышление.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, чертежный треугольник, лист бумаги неправильной формы (для демонстрации опыта).

Для детей: чертежные треугольники, модели прямого угла, индивидуальные карточки с начерченными углами разных видов для экспериментальной работы. Учебник М.И. Моро и др. «Математика». 2 класс. Часть 2.

Ход урока:

Организационный момент и сообщение целей урока. (Слайд 1)

— Ребята, сегодня мы пойдем с вами в гости к веселому фокуснику. Он поможет нам познакомиться с новой темой. Вместе с ним вы без ошибок сможете определить виды углов, научитесь их чертить.

II. Устный счет. (Слайд 2)

Игра «Собери яблоки».

Условие игры: соревнуются две команды. Каждый член команды по очереди решает один пример. Яблоки с нужным ответом «складывают» в свою корзину. Побеждает та команда, которая решит примеры меньшим количеством игроков (8). Если игрок решил пример неправильно, то этот пример решает другой игрок из этой же команды.

III. Актуализация опорных знаний. (Слайд 3)

— Из каких геометрических фигур составлен робот?

И так далее…

Часто учителя послайдовое описание сопровождают для наглядности скриншотами.

Как видим, в данном случае учитель демонстрирует, какие учебные задачи предъявляются ученикам. Это сценарное описание даёт возможность другим учителям при использовании данного урока при желании внести какие-то коррективы, внести свои «реплики».

Однако часть задуманного всё-таки остаётся «за кадром», и начинающему учителю не всегда понятны действия учителя, пути решения учебных задач.

3. Сценарий может стать настоящим техническим заданием, если учитель ориентирует его тому, кто поможет подготовить мультимедийное сопровождение урока. Такой сценарий еще более подробен. Учитель должен прописать свои требования к фону, цвету, звуковому сопровождению, динамике фрагментов, желаемых эффектах, порядок перехода от одного учебного эпизода к следующему и многое другое.

Причем необходимо помнить, что часто помощником учителю может быть человек, довольно далекий от данной предметной области: учитель информатики, лаборант кабинета информатики или «продвинутый» в компьютерных технологиях ученик.

Слайд № 1

«Правая-левая»

Посредине чистого экрана стоит мальчик спиной к зрителям (ровно).

По щелчку мыши по экрану мальчик отводит в сторону правую руку. Появляется мигающая стрелка, показывающая на эту руку. По щелчку мыши по экрану голос за кадром произносит:

— Это правая рука

По щелчку мыши по экрану тоже самое с левой рукой. По щелчку голос:

— Это левая рука

По щелчку мыши тоже самое с правой ногой. По щелчку голос:

— Это правая нога

По щелчку тоже самое с левой ногой. По щелчку голос:

— Это левая нога

По щелчку по экрану мальчик протянул руку к правому уху (стрелка на ухо). По щелчку:

— Это правое ухо

По щелчку тоже самое с левым ухом. По щелчку:

— Это левое ухо

На третьем варианте сценарного описания мы остановились подробно не случайно. Моё глубокое убеждение, что достаточно сложные по своему техническому исполнению мультимедийные уроки – удел не многих учителей-предметников.

В силу ряда причин (занятость, возраст и многое другое) учитель окажется не в состоянии уделять много времени разработке мультимедийных уроков. Это ни в коем случае не говорит о том, что он не должен обладать довольно высоким уровнем информационной культуры.

Гораздо легче прописать техническое задание, когда учитель знает возможности той или иной программы, имеет представление об информационном обеспечении своего предмета, в том числе и конкретной темы, видит, в чём конкретно мультимедийные технологии могут повлиять на качество проведения учебного занятия. Чем подробнее будет прописано данное техническое задание, тем меньше возникнет вопросов у вашего помощника.

Любопытный пример произошёл в нашем институте пять лет назад. Ко мне подошла за помощью учительница пенсионного возраста и не без волнения поделилась своими переживаниями. Администрация школы в категоричной форме предложила ей провести открытый урок на районном семинаре учителей географии.


Даже и намёка на компьютерную грамотность бедной женщины не было. Но был замечательный педагогический талант. Я показал учительнице несколько наших разработок по другим предметам. Нескольких минут хватило, чтобы она поняла, как можно эффективно использовать мультимедиа на уроке географии. На следующий день у нас на руках был сценарий урока по теме «Человек и вода».

К концу недели разработка была готова. Учительница с помощью преподавателя информатики с блеском провела урок, приведя в изумление учеников и своих коллег. У неё появился вкус к мультимедийным разработкам, своё авторское видение их использования.

И хотя в дальнейшем эта учительница научилась пользоваться компьютером и проектором на уроке, провела ещё ряд очень хороших мультимедийных уроков, но до сих не владеет технологиями создания презентаций.

Рубрики: приёмы медиадидактики, Цифровая дидактика | Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.