Требованиям к тексту в мультимедийной разработке уже была посвящена запись. Однако присутствуя на мультимедийных уроках, вдруг обратил внимание, что ряд учителей слишком небрежно размещают текст, допускают стилистические и грамматические ошибки.
Это позволяют себе, к сожалению, и большие издательства, специализирующиеся на учебной литературе и учебных плакатах.
Вот, к примеру, что недавно я увидел на одном из плакатов специализированного издательства СПЕКТР-М, представившего комплекс учебных плакатов для начальной школы.
Налицо нарушения падежных окончаний: вместо «в имении» написано «в имение»).
Есть и стилистические ляпы. Чего стоит выражение «вышло в свет стихотворение» (в свет может выйти сборник стихотворений, собрание сочинений, книга и т.п.)
Авторы пишут «два великих русских писателя жили рядом», когда, во-первых, в памяти всех это поэты, а во-вторых, юный Лермонтов в то время еще не был причислен к «великим».
Без сомнения, текст плаката должен быть максимально выверенным, лаконичным.
На этом же плакате можно видеть и другие огрехи.
К примеру, авторы плаката вставляют обтекаемую фразу: «М.Ю. Лермонтов получил прекрасное образование», хотя известно, что поэт был отчислен после второго курса Московского университета. А школу гвардейских подпрапорщиков и юнкеров вряд ли можно отнести к элитным учебным заведениям.
Последнее предложение в биографии «прекрасные стихи, поэмы, сказки изучают, читают не только в России, но и во многих странах мира» тоже не выдерживает критики. Помимо знаменитой «Песни о купце Калашникове» вряд ли кто вспомнит другие сказки Лермонтова, а вот о его потрясающей прозе в плакате не упоминается.
Несмотря на то, что в выходных данных указано не только издательство, но и фамилии редактора, корректора и др., как можно говорить о высоком качестве плаката, закупленного тысячами школ?!
Хочу использовать данный плакат для демонстрации того, как нельзя использовать текст.
1. Текст необходимо внимательно вычитать. Не оправдывайте себя тем, что вы не филолог, а представляете другую предметную дисциплину. Дети этого не прощают. В представленном примере — неправильное падежное окончание («в имение» вместо «в имении»).
2. Если в тексте есть инициалы, сокращения, они должны быть на той же строчке, что и основное слово. В данном тексте целый ряд таких нарушений: «М.Ю.» отдельно, «Лермонтов» — на другой строчке. «Г.» — отдельно, «Пятигорск» — на другой строчке.
3. Соблюдайте законы пунктуации. После точки — пробел. После запятой — пробел.