Принципы конструирования диосцены в мультимедийном занятии

m4

В конструировании каждого учебного  эпизода мультимедийного урока или учебного модуля не должно быть мелочей. Комплекс маленьких ошибок может привести к системному сбою, то есть к весьма посредственным обучающим результатам. В связи с этим основному каналу информации наглядности, видеоряду мультимедийного обучающего ресурса придаётся большое значение.

В Дидакторе уж рассматривались Шесть основных принципов предъявления наглядности на мультимедийном уроке. Однако не все нюансы были рассмотрены. За пределами той статьи остались вопросы конструирования диосцены, последовательности видеоряда.

По определению  Владимира Паронджанова, автора известной книги «Как улучшить работу ума»,

Диосцена — это зрительная сцена на двухмерной поверхности, предназначенная для зрительного восприятия и информации человеком и целиком лежащая в поле зрения.

Мало понимать, что необходимо стремиться к минимуму текста и максимуму наглядности. Необходимо разобраться, как отобрать наглядные объекты, как разместить их, что учитывать при использовании наглядности в сочетании текстом.

picture-1

Руководитель популярного образовательного сайта Началка М.А. Смирнова обращает большое внимание на качество исходных изображений. В статье «Иллюстративный ряд к уроку окружающего мира» она предостерегает от часто встречающихся у разработчиков «ляпов».

n1

обрезана часть изображения

n2

«лишняя деталь»

n3

крылья не в фокусе

n4

неудачный ракурс

n5

хорошо

При сочетании изображения и текста не стоит забывать об эффекте яркого пятна.

Психолог Анна Моносова в статье Приемы и техники визуализации в презентации

приводит убедительные примеры неудачного совмещения двух каналов информации.

m1

Взгляд ложится, прежде всего, на наиболее «яркое пятно» слайда. В данном случае на голову страуса. Далее взгляд, как правило, скользит вниз. Поэтому часть текста над изображением остаётся без внимания.

Напрашивается вывод о размещении всего текста внизу или сбоку от изображения. Но и здесь Анна Моносова предостерегает от ошибок.

m2

Не стоит забывать о том, что обычно взгляд скользит слева направо. Но в данном случае взгляд падает, прежде всего, на картинку, как на более яркое пятно, и затем требуется большое усилие, чтобы обратить внимание на текст.

m3

Если мы хотим, чтобы размещённый текст был прочитан, его необходимо разместить справа от изображения.

Нельзя не согласиться с аргументами, изложенными в статье А. Моносовой. Однако к тексту можно привлечь больше внимания и дидактически оправданными эффектами анимации. Появление текста, небольшое мигание, изменение цвета, размера или даже шрифта могут привлечь к нему дополнительное внимание.

Таким образом, автор мультимедийной разработки должен умело владеть техническими и дидактическими приёмами не только привлечения, но и переключения внимания учащихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.