Опубликовано

  • 13.07.2011
  • в 08:55 ДП
  • Георгий

Три уровня интерактивности мультимедийной разработки

2


Июл13

56040

На страницах Дидактора не раз подчеркивалось, что успешным будет то занятие, где существует постоянная обратная связь с учащимися. Возможность гибкого и оперативного перестроения моделей учебных эпизодов обеспечивается, прежде всего, интерактивными приемами и техниками.

Между тем, как и многие другие часто используемые понятия, запускаемые в научный оборот, понятие «интерактивность» стало весьма размытым.

Оно используется и при описаниях новых бескомпьютерных форм учебной коммуникации, и дистанционного обучения, и мультимедийных технологий. Только ленивый разработчик мультимедийных технологий не ввернёт в характеристики своего продукта словечко «интерактивный». По мнению Майкла Мура, главного редактора журнала The American Journal of Distance Education (США),

«термин «интерактивность»  или «взаимодействие» имеет так много истолкований, что становится почти бессмысленным, если оставить его специфические значения без определения и общего согласования»

Интерактивные технологии и техники существуют в педагогике давно, когда и речи не было о ИКТ в образовательном процессе. Они ориентируют нас не на форсированное прохождение учебного материала, а на целенаправленное формирование системы знаний, развитие аналитического, логического мышления учащихся.

В технологиях сотрудничества, коллективного способа обучения описываются конкретные техники и приёмы такой интерактивности, взаимодействия между субъектами в рамках коллективной познавательной деятельности.

М. Мур  в своих статьях дал характеристики трем видам интерактивности дистанционного обучения. Понадобилось ещё несколько десятилетий, чтобы была внесена относительная ясность в понимание интерактивности при использовании мультимедийных технологий.

Родс и Азбелл, Бент Б. Андерсен и Катя ван ден Бринк в своих работах о медиаобразовании указывают три типа интерактивности в мультимедийных технологиях.

Реактивное взаимодействие: пользователи проявляют ответную реакцию на предлагаемые им ситуации. Последовательность ситуаций жестко фиксирована, и возможности управления программой незначительны

Активное взаимодействие: пользователи контролируют программу, т. е. сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

пользователи контролируют программу, т. е.
сами решают, в каком порядке выполнять задания и по какому пути
следовать в изучении материала в рамках мультимедийного продукта.

Обоюдное взаимодействие: пользователи и программы способны взаимно адаптироваться друг к другу, например в системах виртуальной реальности. Возможности контроля пользователем, как и при активном взаимодействии, расширяются.

(цитируется по изданию: Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании. М. 2007, С. 30)

DD2

На мой взгляд, при таком весьма полезном описании уровней интерактивности не всегда можно разобраться, в их применимости для разных участников образовательного процесса. Поэтому предлагаю небольшую таблицу, где уровни интерактивности прописаны как для учителя, так и для ученика.

tri urovnia

Такая таблица, думаю, будет весьма полезной при дизайне мультимедийных разработок. Для более детального изучения, щёлкните по таблице, и она увеличится. Конструируя свой мультимедийный урок, учитель может оценить, на какой уровень учебного взаимодействия он выходит, как будет обеспечиваться обратная связь с классом и каждым учеником в отдельности.


Похожие статьи:


Отзывы:
Три уровня интерактивности мультимедийной разработки

  1. Саша:

    В связи с этим у меня две мысли:
    1) уровни интерактивности урока вцелом: глубина взаимодействия участников урока (учитель — ученик, ученик — ученик, ученик — класс и т.д.)
    2) классифицировать имеюшиеся м/м разработки по предложенной таблице.

    • Георгий:

      Спасибо за ценное дополнение. Согласен, что, благодаря такому анализу, мы можем более конкретно выстроить критерии оценки качества мультимедийного урока.

Оставьте ваш отзыв:
Три уровня интерактивности мультимедийной разработки

Дидактор работает на WordPress, тема FREEmium Theme.