Визуализации больших информативных блоков в последнее время уделяется много внимания. Этой обработке подвергаются сложные для восприятия таблицы (читать статью о анимированных таблицах), графики, диаграммы, схемы.
Происходит это по понятной причине: статичные информационные блоки при явной перенасыщенности имеют весьма ограниченный ресурс для эффективной передачи информации: маркирование отдельных объектов, их оригинальный дизайн. В ряде случаев этого крайне мало, особенно если эти информационные блоки представляют собой укрупнённые дидактические единицы.
Ученикам часто сложно усвоить переданную в графиках и диаграммах информацию. Анимация диаграмм и графиков помогает сделать их интерактивными и многоуровневыми. Она позволяет использовать графики и диаграммы на различных этапах усвоения учебного материала.
Недостатка в программных оболочках, предлагающих конструирование диаграмм и графиков нет.
Прежде всего, привлекают внимание шаблоны FusionCharts и надстройка к часто используемой учителями программе PowerPoint.
Однако учителю следует оценивать не внешнюю привлекательность, а определённую дидактическую ценность данных программных продуктов.
Как правило, интерактивность диаграмм и графиков в этих и других программах выражается в передвижении отдельных фрагментов и дополнительных комментариях при наведении мыши.
На мой взгляд, этого крайне недостаточно, если мы хотим «выжать» максимум обучающего эффекта. Гораздо более ценным будут те диаграммы или графики, которые значительно расширяют информационную составляющую отдельных фрагментов в виде небольших текстовых комментариев, способствуют большей визуализации или помогают выйти на различные уровни представления информации с помощью гиперссылок и триггеров.
Как и в Анимированной таблице, Диаграмме, в Анимированном графике возможно эффективное использование приёма Лупа.
Вот как использован этот приём медиадидактики в мультимедийном уроке, посвящённом системе координат, учителя математики МОУСОШ № 1 г. Острогожска Воронежской обл. Т.А. Трофименко.
Полезность анимированных диаграмм и графиков ещё больше возрастает, когда ученики пользуются ими при моделировании учебных ситуаций.
К примеру, компания Новый диск представила интерактивный плакат «Графики функций», где ученики могут с помощью интерактивного редактора графиков не только решить задачу, но и построить график с заданными функциями.
В любом случае анимированные, интерактивные таблицы и графики следует готовить из расчёта их применения не только в индивидуальном режиме, но и на интерактивной доске, что придаёт учебному занятию большую продуктивность.