Проблема здоровьесбережения при использовании мультимедийных средств остаётся до сих пор нерешённой и недостаточно проработанной. Вполне очевидно, что принятые около 20-ти лет назад санитарно-гигиенические нормы устарели.
По справедливому замечанию А.Л. Семёнова,
«серьезных исследований, которые выявляли бы риски использования в школе современных ИКТ, не проводилось».
В нашем распоряжении принципиально новое поколение компьютеров и абсолютно безвредных мониторов. Арсенал образовательных учреждений пополнился цифровыми мультимедийными проекторами, интерактивными досками.
Прежде всего, хочу затронуть проблему требований к электронным ТСО не в кабинете информатики, а в обыкновенном классе, где учитель-предметник работает с мультимедийным проектором и экраном или с интерактивной доской.
Основным нормативным документом, определяющим работу электронных ТСО является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПИН 2.4.2.1178-02″
Это Постановление было дополнено в 2003 г. Были введены «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03
Работа с мультимедийным экраном и интерактивной доской отдельной строкой не прописана. Их рекомендуется приравнивать к экранным ТСО, где существуют следующие ограничения по времени:
Между тем, многие вопросы по-прежнему остаются «за кадром».
По сути, во всех отечественных образовательных учреждениях, где продуктивно используются ИКТ в учебно-воспитательном процессе, постоянно нарушаются нормативно введенные ограничения.
Однако разработкой новых стандартов безопасного использования нового поколения цифрового оборудования до сих никто не занимается.
До сих пор нет чётких требований к мультимедийному проектору, его яркости. А от этого во многом зависит не только качество мультимедийного урока, но и уровень освещенности класса, утомляемости учеников.
К сожалению, при закупке интерактивных досок, чаще всего, в целях экономии, образовательные учреждения приобретают мультимедийные проекторы подешевле. Не экономьте на мощности светового потока проектора! При выборе пользуйтесь рекомендациями профессионалов.
Учителю также следует побеспокоиться о экологии мультимедийного урока.
Практические рекомендации.
1. Любой учебный кабинет, где имеется электронное оборудование, это своеобразный пылесборник.
То есть необходима не только регулярная влажная уборка помещения, но и протирка всех имеющихся в учебной комнате приборов.
2. Проведение мультимедийного урока отнюдь не означает, что все 40 минут ученики должны смотреть на экран. Чередуйте виды учебной деятельности, чтобы суммарное время работы детей с экраном проектора или монитора не превышало 10-15 минут.
3. Важнейший вопрос – сохранение зрения. В данном случае возникают две проблемы: одинаковое фокусное расстояние от глаз до экрана, собственно светящийся экран и луч проектора (отсюда как раз и напрашивается упомянутое требование о чередовании видов учебной деятельности).
У многих учителей накопился определённый опыт использования имеющихся офтальмотренажёров, создаются их электронные аналоги.
При выполнении учебных задач старайтесь не задерживать долго детей у большого экрана или интерактивной доски.
Не поленитесь убрать проектор с парты или стола и подвесить его. В таком случае число случаев попадания в глаза детей яркого луча проектора будет сведено до минимума.
4. На забывайте и о себе. Работа у экрана в течение всего урока тоже пагубно влияет на зрение. Поэтому и вам требуется такое же чередование форм работы. Не всегда появление отдельных учебных заданий на экране требует «вашего участия».
На столе учителя экран монитора может дублировать мультимедийный урок, и вы время от времени можете туда заглядывать. Распечатайте слайды. Это поможет вам не только поберечь глаза, но и иметь под рукой своеобразный развёрнутый конспект урока.
5. Используйте ионизаторы и увлажнители воздуха, комнатные растения, выделяющие кислород.
6. Не забывайте об утомляемости детей однообразной учебной деятельностью. Умейте не только чередовать виды учебных заданий, но и управлять эмоциональным фоном урока. Мультимедиа предоставляет нам для этого очень хорошие возможности. Увлечение, восторженное удивление, интерес, улыбка и даже смех, — лучшее лекарство от усталости на уроке.
И в то же время, мы не должны забывать, что мультимедийные средства обучения могут привести к перенасыщению информации на уроке, что в свою очередь способствует повышению утомляемости детей.
В.Д. Паронджанов, посвятив свою знаменитую книгу «Как улучшить работу ума» проблемам развития интеллекта в условиях информационного общества, справедливо заметил:
Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатывает информацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемой информации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это и составляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможности человека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, то говорят об информационной перегрузке.
Набирающая темпы эпоха информационного общества сопровождается не только новым «знаниевым» бумом, но и началась с потрясающего по своей силе и по результатам информационным взрывом.
Нужен ли в условиях огромнейшего объема информации постоянно увеличивающийся объем знаний, учитывая их быстрое старение?
Вместе с тем большой объем знаний приводит к уменьшению «маневра», сужению возможности для мыслительных операций с ними.
«Многознание превращается в маломудрие. Эта ужасная игра слов, но, к сожалению, она несет в себе глубокий смысл»
(Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: Прогресс, 1992, с. 278-279).
Абсолютно согласна со всеми предложениями по сохранению здоровья детей и учителей тоже. Отличная и очень актуальная статья.
Валентина Филатова ,учитель английского языка МАОУ гимназия№56 г.Томска